ПЯТНАДЦАТЫЙ участник проекта Юрия Аввакумова "24" Валерий Сировский - лингвист-переводчик (учился, как и Александр Слюсарев, в инязе на Остоженке), специалист по Венеции и начинающий - в свои 62 - фотограф. До прошлого года камеру в руках держал лишь однажды: в 1973 году сделал в Италии несколько сотен кадров на кладбище старинных кукол. Впрочем, эту уникальную съемку он почему-то придерживает...
Выставка же "Храм-Город" демонстрирует снятые по-туристски "в лоб" на 35-миллиметровую пленку фрески храма Василия Блаженного и обескураживает подчеркнутой безыскусностью стиля и идеи - особенно после выставки Слюсарева, прошедшей у Аввакумова перед тем. Документальный подход, откровенная простота съемки без ракурсов и выкрутасов возведены у Сировского в абсолютную степень: мерцающая из-под напластований времени красота древних фресок почти не видна. Есть лишь скупая, исследовательская фиксация живописных линий на фресках и субъективное масштабирование "ширинок" - профилированных квадратиков в храмовой стене, типичных элементов русской архитектуры (появившихся в результате итальянской экспансии). С концепцией выставки как культурологического костыля нельзя не согласиться: ну когда москвич дойдет до Третьяковки, а петербуржец до Эрмитажа? Так хоть на фото увидит┘
- После такого фотографа-мастера, как Слюсарев, - говорит Юрий Аввакумов, - хотелось сделать что-то прямо противоположное. Меня не смущает то, что эти фотографии мог сделать любой любитель, мне важно, что этот конкретный любитель стал снимать именно эти фрагменты фресок. Меня взволновала история, которую Сировский, европейски образованный человек, рассказал: историки доказали, что храм Василия Блаженного был построен иностранными мастерами по ренессансным лекалам. А уже сверху на эти лекала легла орнаментальная роспись, сделанная российскими мастерами. К тому же я должен думать о проекте в целом. По крайней мере один дилетант в проекте "24" должен участвовать. Дилетантизм, если хотите, - общая характеристика современного искусства. Я сам недавно начал фотографировать, и мне все это близко.