У ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ-СТАРШЕГО есть картина "Фламандские пословицы". Ни одной буквы на полотне нет, поэтому целиком картину понимают лишь голландцы. Прочим же посетителям Берлинского музея, в котором картина находится, больше всего симпатичен сюжет картины "Дружба": двое мужчин писают в один горшок. Всем нравятся гуманистические плоды глобализации.
В Государственном музее Востока (ГМВ) открылась выставка "Образы тропической Африки". Это работы 30 народов, народностей и этнических групп Черного континента. Хронологические рамки охватывают период XVII-ХХ веков. Среди представленных экспонатов - ритуальные и карнавальные маски, магические статуэтки, фигурные гирьки для взвешивания золотого песка, знаки власти вождей и жрецов.
ГМВ впервые в таком объеме демонстрирует африканское искусство, хотя выставка "Современное искусство Эфиопии" прошла здесь еще в 1956-м. Начиная с шестидесятых годов немало наших соотечественников побывали в африканских странах, и с тех пор коллекция музея стала существенно пополняться за счет даров. По словам сотрудника ГМВ Светланы Берзиной, хотя африканское искусство является магическим лишь отчасти и не все сосредоточено на культах и ритуалах, оно довольно часто мешает европейцу в его доме - среди пластики, покидающей Черный континент, оказываются предметы, прошедшие ритуал или заряженные для культового действа.
Среди представленных объектов искусства оказалось много белолицых масок, подобранных нашими туристами в африканских лесах - местные жители используют эти маски только один раз на погребальной церемонии, когда живой человек исполняет роль духа умершего (белый цвет в Африке - символ смерти). Связующим же разные ментальности моментом является культ плодородия. Так, малийское тайное общество антилопы Чи Вара, связанное заботами об урожае, днями напролет умоляет богов о тучности стад и деторождении - соответствующие фетиши можно обнаружить в залах музея.
Критерии отбора новых экспонатов при этом достаточно строги: аутентичность, абсолютная подлинность, соответствие музейному уровню - словом, искусство без скидок на этнографичность. Хотя в XVII веке африканская пластика стала обязательной составляющей европейских "кабинетов курьезов". К последним можно отнести гирьки для взвешивания золотого песка, выполненные в жанре сюжетной пластики. Каждой гирьке, будь то защищающийся от леопарда охотник или петух с перекрученным горлом, соответствует пословица: "Лучше совсем не стрелять в леопарда, чем промахнуться" (то есть "Не умеешь - не берись") и "Петух, не кричи так громко, твоя мать всего лишь яйцо". Мерной единицей для гирек служило рисовое зерно.
В 20-30-е годы двадцатого столетия традиционное искусство Африки составляло часть бума на все негритянское. В музыке царил джаз, обложки книг и журналов воспроизводили африканские маски, ювелиры подражали африканским украшениям. Сегодня "этнографический барьер" преодолен, и африканское искусство воспринимается как полноценная и неотделимая часть всемирной цивилизации. Презентация крупнейшего ресурса африканской информации в Рунете Africana.ru, состоявшаяся в рамках открытия выставки, - лишнее тому подтверждение.
Одновременно с этой выставкой в Центральном Доме художника открылась выставка "Саха-Арт 2001", представляющая современное искусство Якутии. Этнографическая направленность с большой поправкой на культурную интеграцию незримо роднит ее с выставкой в Музее Востока. Арт-галерея "Ургэл", что с якутского слегка тавтологично переводится как "Созвездие Плеяды", существует с 1993 года. В тот момент в циркумполярных регионах - Аляске, Канаде, Гренландии и Скандинавии - стартовали международные выставки "Искусство Арктики". В рамках этих выставок коренное население арктических зон показало более 500 работ, и тем не менее выставка в ЦДХ - первая серьезная экспозиция якутского искусства в Москве ("Якут-галерея", названная по фамилии ее владельца, отношения к якутскому искусству не имеет).
По словам директора галереи "Ургэл" Юрия Спиридонова, в основу "якутской школы" легла русская реалистическая традиция, опирающаяся на символы и знаки местной шаманской культуры. Его работа "Ты не права", климатически переосмысленная и отсылающая к одноименной картине Поля Гогена, в технике народного рисунка рассказывает о вечном споре отцов и детей на аутентичном тотемном материале. Старуха в ритуальной маске-личине режет моржа - ей стыдно перед богами за кровопролитие, но она знает, что моржиное мясо генетически необходимо эскимосам и убийства не избежать. Ее дочь, окруженная доверчивым зверьем, запальчиво машет варежкой: мать, ты не права. На хвосте у моржа пристроилась птица-молот - излюбленный символ экологических организаций. Европейскую ветвь якутского искусства успешно представляет Михаил Старостин со своими босховскими офортами и импрессионистской серией "Шаманы". Чтобы добраться до Москвы, "Ургэлу" пришлось преодолеть немало препятствий - в регионе до сих пор большинство бюджетных средств перенаправляется на ликвидацию весеннего наводнения в Ленске.