РУССКИЙ чиновник привык трудиться даже в праздники и выходные. Самых трудолюбивых заманил в свои объятья русский Север. Президент Путин путешествует по Карелии, еще один отпускник, он же министр культуры, - по Ленинградской области. А заприметили его журналисты в приграничном Выборге на пикнике, устроенном при закрытии фестиваля "Окно в Европу". Во встрече без галстуков участвовали гости фестиваля, его руководители, а также министр культуры и его первый заместитель Александр Голутва. Александр Алексеевич также в отпуске, из которого должен был выйти на новое место работы - директорствовать в Мариинский театр в Петербурге. Однако возвращается он опять в свой кабинет в министерстве. Говорят, что его решение продолжить руководство кинематографом связано с многократным увеличением финансирования российского кино в следующем году, и такое решение уже принято в Министерстве культуры.
А пока фестиваль "Окно в Европу" учредил новые премии - приз Андрея Тарковского и приз Саввы Кулиша. Награды практически всех отечественных фестивалей, даже очень престижных, безденежны, поэтому сообщают победителям лишь общественное звучание. Но уже в этом году в Выборге был создан первый прецедент - три тысячи долларов получили Мария Кузнецова и Леонид Мозговой за семейный дуэт Ульяновых (Надежда Крупская и Владимир Ленин), который исполнили в картине Александра Сокурова "Телец". Этот же дуэт отметила Гильдия киноведов и кинокритиков своим спецпризом - фигуркой слонов. Тот же "Телец" получил и Гран-при фестиваля за лучший игровой фильм.
Наград было много. Но лучшая - от Петренко. Алексей Петренко, покоренный актерским мастерством Руслана Наурбиева, сыгравшего в фильме Игоря Талпы "Двенадцатая осень", вручил своему коллеге собственный приз, как было сказано, настоящий мужской подарок - бутылку местной водки, чем растрогал присутствующих буквально до слез. В категории "Фильм-реванш" (в ней представлены картины, по разным обстоятельствам не премированные никакими фестивалями) отмечены "101-й километр" Леонида Марягина и "Механическая сюита" Дмитрия Месхиева. Дмитрий Месхиев сообщил также, что закончил очередной кинопроект "Душеприказчик", после премьеры которого, вероятно, мы сможем увидеть наконец его "Особенности национальной политики".
Движения души великих не всегда позитивны. Это подтвердила антипресс-конференция. Сама по себе идея казалась весьма любопытной - усадить в зале журналистов, которым задавали бы вопросы авторы кинопроизведений. Оказалось, что вопросов у режиссеров, актеров и писателей накопилось к прессе значительно больше, чем у самих журналистов. В результате из диалога получился монолог - не стесненный в выражениях, тоне и жестах, которые частенько заменяли мастерам нехватку слов. Если бы не было точно известно, что перед журналистами "деятели культуры", можно было бы предположить, что это подпившие хамы. Словом, не выдержав напора собственных страстей, кинематографисты покинули зал. Оставшаяся без высокого внимания пресса получила исключительное право, не умалчивая, описывать то, что в искусстве и жизни представляют эти мастера.
Однако в потоке фестивальных новостей больше все-таки позитивных. В Выборге теперь есть не только европейский порт, европейская таможня, европейские гостиницы, рестораны и кафе с европейскими ценами, но и европейский кинотеатр с ценами отечественными. "Выборг-Паллас" построен не в традиции северной архитектуры. Москвичи сравнивают его со столичным "Роланом".
Фотографии артистов, режиссеров, гостей, почитателей, вдохновителей "Окна", повешенные на стены для гордости, в этом году навевают особую грусть, потому что отметили наши последние потери. Николай Еременко, Савва Кулиш, Станислав Ростоцкий... Они всегда будут встречать зрителей и фестиваль.
Выборг-Москва