Итоги конкурса смело можно вносить в Книгу рекордов Гиннесса: Гран-при, а с ним и одиннадцать из двадцати пяти премий жюри решило не присуждать (см. "НГ" от 19.06). Среди лауреатов есть такие, чье право на это звание сомнительно. Не все, к счастью.
Любимцем публики стал бразилец Пинто Тьяго Суареш (I премия, старшая группа, дуэты). Трудно поверить, что балетом он начал заниматься лишь пять лет назад, когда ему было пятнадцать. Скульптурность поз, мощный, без видимых усилий, но несколько наивный танец. Картинный Актеон в "Эсмеральде" и по-детски серьезный Солор в "Баядерке", Пинто Тьяго наслаждается танцем. Его обаятельная партнерша Барбоса Роберта Маркеш разделила II премию с москвичкой Екатериной Шипулиной (старшая группа, дуэты).
Леонид Сарафанов (I премия, старшая группа, дуэты) - имя, при звуке которого отныне вострепещет сердце московского балетомана. У солиста Национальной оперы Украины, лауреата международных конкурсов в Париже и Будапеште прыжок и пластичность Багиры. Жаль, что никак не отмечены педагоги Сарафанова: безупречный стиль девятнадцатилетнего танцовщика - их заслуга. Партнерша Леонида в "Большом классическом па" Обера и па-де-де из "Пахиты" Минкуса, Наталья Домрачева, уступая в красоте линий Полине Симеоновой, легко поспорит с фавориткой конкурса в технике, силе и уверенности. Так что разделение на I и II премии условно. Вместе с Марией Кочетковой в младшей группе (дуэты) они составили тройку небезупречных лидеров.
Золото, несправедливо обошедшее в 1969-м Еву Евдокимову, увезет с собой из Москвы ученица легендарной американской балерины Миса Куранага (I премия, соло), техничная японская юниорка с глубоким темпераментом и особенно выразительными руками.
Следуя какой-то своей внутренней логике, жюри, не присудив добрую половину премий, поделило другие на двоих, а то и на троих. Когда посредственная балерина Оксана Кучерук (Санкт-Петербург) делит I премию с Ван Циминь, танцовщицей мирового класса, показавшей на III туре такую Жизель, какую не каждому в жизни посчастливится увидеть, остается лишь руками развести. Так примерно и поступали члены жюри на заключительной пресс-конференции, где им пришлось отвечать на вопросы журналистов при красноречивом отсутствии Юрия Григоровича. Столь причудливое судейство пытались оправдать таинственной спецификой подсчета. Как будто компьютер учитывает какие-то мифические, а не ими же самими выставленные баллы. Наталья Касаткина говорила о причинах беспрецедентно низкого уровня нынешнего конкурса. Из Бразилии, например, приехать смогли те, кто богаче, но не всегда талантливее. Балетные школы у нас и за рубежом, по мнению хореографа, хиреют. К тому же конкурсов в мире слишком много - всюду не поспеть. Последняя причина, считает Касаткина, объясняет, в частности, отсутствие европейских танцовщиков. Но если так, не пора ли наконец задуматься, отчего они предпочитают Москве не только Варну или Париж, но даже Джексон и Хельсинки?
Церемония закрытия IX Международного конкурса артистов балета и хореографов прошла в обстановке почти домашней, при полупустом зале, и началась, по традиции, с вручения специальных призов. Обладатель II премии (старшая группа, дуэты) обаятельный и артистичный Алексей Борзов честно заслужил Приз зрительских симпатий. Один из немногих, он заботится о том, чтобы не просто оттарабанить хореографический текст, а создать образ. Екатерина Шипулина получила специальный приз от Grishko "За верность классическому наследию", хотя вместе с Русланом Скворцовым (III премия, старшая группа, дуэты) продемонстрировала скорее верность стилю родного Большого театра - силовой, крупными мазками рисованный танец не без технических погрешностей.
Стремясь исправить допущенную жюри несправедливость, аккредитованная на конкурсе пресса вручила свой специальный приз четырнадцатилетнему хореографу с Украины Милене Сидоровой. В отличие от подавляющего большинства конкурсных номеров, в ее миниатюре "Полнолуние", остроумной реплике на "Ромео и Джульетту" Прокофьева-Лавровского-Вильямса - структурное хореографическое мышление, чувство юмора и авторская индивидуальность. Быть может, III премию за исполнение классики Милене давать пока рановато, а вот не отметить номер в конкурсе хореографов было нельзя.
Приз "Педагогу педагогов" от журнала "Балет" вручили Марине Тимофеевне Семеновой. Приветствуя великую балерину и великого педагога, зал Большого театра┘ не встал. Никто не встал и на сцене, где сидели все лауреаты, члены жюри, представители оргкомитета.
Затем генеральный директор конкурса Николай Бутов сухо зачитывал имена, председатель жюри Юрий Григорович вручал премии и дипломы. Лауреаты благодарили и кланялись. Когда все премии были вручены и пришла пора закрывать церемонию, обернувшись к жюри, Григорович отрывисто бросил: "Всем встать!" И члены жюри встали. Как один.
А потом пошел концерт.