Итоги IX Международного конкурса артистов балета в Москве
В БОЛЬШИНСТВЕ случаев жюри пришлось выбирать лучших из худших, но и это удалось не во всем. В младшей группе решено не присуждать Первую и Вторую мужские премии в дуэтах и ни одной у мужчин-солистов, а также Вторую премию у солисток. У юниорок Первой премии в дуэтах удостоена Полина Симеонова (Россия), Второй - Наталья Домрачева (Украина), Третьей - Мария Кочеткова (Россия); среди солисток Первую премию получила Миса Куранага (Япония), Третью поделили россиянки Екатерина Крысанова и Анастасия Куркова, а также Милена Сидорова (Украина). В старшей группе среди солистов решено не присуждать Первую и Вторую премии мужчинам и ни одной - женщинам. Третью мужскую премию (соло) разделили Сергей Теплов (Россия) и Томонори Очи (Япония). Полный, чтобы не сказать переполненный, комплект наград израсходован лишь в дуэтах старшей группы. Женщины: Первая премия - Ван Циминь (Китай) и Оксана Кучерук (Россия), Вторая премия - Роберта Барбоса Маркеш (Бразилия) и Екатерина Шипулина (Россия), Третья премия - Анна Жарова (Россия) и Вон Ким Джу (Корея). Мужчины: Первая премия - Леонид Сарафанов (Украина) и Тьяго Пинто Суареш (Бразилия), Вторая премия - Алексей Борзов и Роман Михалев из России, Третья премия - Руслан Скворцов (Россия) и Хань По (Китай).
Гран-при в этой ситуации, естественно, никто не получил.
Наталия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ
Комментарии Рождественского
НАРОДНЫЙ артист СССР Геннадий Рождественский считает, что его заявление об отставке с поста генерального художественного руководителя Большого театра вполне закономерно (это прозвучало в программе "Итоги"): он подал заявление с просьбой о расторжении контракта на имя министра культуры РФ Михаила Швыдкого, а затем написал письмо в его адрес, где изложил основные причины этого поступка. Геннадий Рождественский сказал, что он был "преисполнен решимости отдать Большому театру все силы и знания, чтобы возродить лучшие традиции труппы", "мне хотелось вытянуть этот театр на путь широкого мирового репертуара".
Одна из основных причин его отставки - это работа над постановкой оперы Сергея Прокофьева "Игрок", при которой возникла масса трудностей, связанных с тем, что многие из певцов не смогли участвовать в постановке из-за контрактной системы, существующей в театре. Кроме того, Рождественский ни разу не видел на репетиции генерального директора театра Анатолия Иксанова. Он также возмущен отношением прессы, которая подвергла разгрому его книгу "Треугольники", вышедшую к 70-летию (здесь маэстро не прав - "НГ" опубликовала положительную рецензию на его книгу. - См. "Ex libris НГ" от 14.06.01). Это главные причины, по словам Рождественского, вынудившие его подать в отставку. Подробнее об этой ситуации "НГ" расскажет в следующем номере.
ИТАР-ТАСС-"НГ"
Пласидо Доминго перед Зимним дворцом
В ПЕТЕРБУРГЕ на Дворцовой площади Пласидо Доминго спел открытый концерт, ему в помощь были призваны не менее знаменитые питерцы - Ольга Бородина и Валерий Гергиев. Гергиев дирижировал маршем из оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам", затем "Полетом валькирий" и в самом конце - "Богатырскими воротами" Мусоргского - Равеля. Когда началось главное событие - целиком второе действие "Самсона и Далилы" Сен-Санса, звук только настраивали. Ольга Бородина не могла петь вступительную арию Далилы "Самсона в эту ночь ожидаю" иначе, как закрыв уши руками. Ее дуэт со Жрецом (Эдем Умеров) прошел более гладко, а вся большая сцена с Самсоном - Доминго - производила впечатление настоящего высококлассного спектакля.
Голос Бородиной, несмотря на явное нездоровье, поражал и красотой тембра, и сдержанной силой героини, которая в этом голосе звучала. Доминго был в прекрасной форме, его голос молод и даже в 60 лет поражает. Можно было оценить и энергетичность Гергиева.
Помимо программы Доминго спел "Прости, небесное создание" из "Пиковой дамы". В Москве на Красной площади эту арию в его исполнении уже слышали, а в Петербурге он впервые пел фрагмент из этой потрясающей работы, сложнейшую партию на хорошем русском языке.
Концерт закончился ежегодным вручением премии от спонсора - "Балтики", ее лауреатами стали молодые (и отсутствующие в городе) солисты труппы, а также ведущий бас театра Сергей Алексашкин (ему премию вручал директор Эрмитажа Михаил Пиотровский), Юрий Башмет (его награждала Ольга Бородина) и Ульяна Лопаткина, для которой на сцену вновь вышел Доминго. Концерт закончился к полуночи, а на следующее утро Гергиев дал возможность насладиться живым звуком своего оркестра в Большом зале филармонии. Адажио из Десятой симфонии Малера прозвучало сдержанно, но с глубоким личным переживанием, "Пеллеас и Мелисанда" Шенберга - на пределе романтического порыва.
А 18 июля Доминго выступит на Соборной площади Московского Кремля.
Михаил Жирмунский
Санкт-Петербург
Поправка
Приносим извинения нашему автору Марии Скорняковой - в "НГ" # 106 от 15 июня неверно было напечатано ее имя. По-видимому, сыграла свою роль тема двойников спектакля "Венецианские близнецы", о котором была написана ее статья.
Отдел культуры "НГ"