"Кинотавр" в Сочи закончился. Последние дни акцентировали две основные тенденции, две "программы", на которые можно разделить все фильмы фестиваля этого года: авторское некоммерческое кино и жанровое коммерческое кино. Последнего в России становится все больше. Особенно это было заметно в контексте зарубежных программ, скомпонованных Сергеем Лаврентьевым. Они состояли в основном из некоммерческих картин, авторы которых стремились выразить свою индивидуальность и глубоко личное отношение к миру. Самое консервативное и коммерческое кино можно было посмотреть в программе полнометражных российских дебютов. Парадоксально, но закономерно.
В экстремальной рыночной ситуации дебют как содержательное понятие вообще устаревает. Самым существенным становятся практические навыки начинающих - умение организовывать самим себе кинопроизводство, находить продюсеров и спонсоров. А те заинтересованы в первую очередь отнюдь не в открытии нового режиссерского имени со своим авторским почерком, личной темой, индивидуальным подходом к актерам. Им нужны хотя бы минимальные гарантии возможного - зрительского - успеха картины. Новому поколению прагматиков недосуг думать о том, что они хотят сказать миру. Дискуссии по содержательным и формальным творческим проблемам сейчас вообще не только не в моде, но и за пределами норм этикета. Сверхзадачи у новых режиссеров самые скромные - создать продукт, который можно кое-как скормить самому непритязательному зрителю. Но чем ниже планка, тем труднее ее достигать.
Подавляющее большинство картин дебютной программы ничем не напоминают дебюты в искусстве. Просто у одних режиссеров и сценаристов наблюдается более уверенное владение ремеслом, а у других - ремесленная неграмотность. Вторых заметно больше. Почти никто из начинающих режиссеров не попытался уйти от самых расхожих клише, стереотипных для криминальных сюжетов или мелодрам. Никто не стал углубляться в психологию персонажей. У всех была явная сверхзадача - снять кино для того, чтобы его можно было скормить самому непритязательному зрителю. (Справедливости ради следует признать, что сугубо авторские дебюты "Сиреневые сумерки" и "Текст, или Апология комментария" настолько лишены ощущения современного ритма и "нерва" реальности и настолько игнорируют законы восприятия, что их тоже невозможно счесть удачей.)
Самый слабый из всех дебютов - "Афера" Евгения Лаврентьева. Он не смог ни донести до аудитории сюжет картины, ни пояснить мотивации поведения героев. Угроза экологических катастроф и любовные многоугольники, интриги телеведущих и модные наряды - все смешалось в инертный хаотичный ком. Рядом с такими картинами почти изысканно смотрится фильм Владимира Щеголькова "С днем рождения, Лола!". Он и сюжет о двух киллерах и хорошей девушке сделал понятным, и жанр криминальной комедии выдержал, и даже реплики забавные повставлял в диалоги. "Игру навылет" Константина Одегова воспринимать особенно тяжело потому, что в фильме нет интересных актерских лиц.
Символично то, что ни один дебютный фильм не открыл ни одного неординарного актера. Искать "своих" исполнителей, работать с ними, заниматься построением ролей стало делом старомодным. Приглашая же известных актеров высочайшего класса, начинающие режиссеры преимущественно эксплуатируют чужие известность, талант, профессиональный опыт, позволяющий неплохо играть и без всякой режиссуры.
Иное дело - в восточноевропейском кино. Хорватская актриса Дора Полич была признана лучшей исполнительницей женской роли в фильме "Кассирша хочет поехать на море" Далибора Матанича. Она убедительно и трогательно сыграла современную небогатую женщину, которую жизнь вынуждает напрягать все силы ради попытки повезти свою дочку на отдых.
Гран-при - у Ивы Шварцовой, ученицы Иштвана Сабо и Вима Вендерса. Ива Шварцова рассказывает в своем фильме во многом автобиографическую историю о семье чешских эмигрантов 1969 года. Они перебираются в Германию, могут там жить, но не могут по-настоящему прижиться. Режиссеру свойственна любовь к психологическим и бытовым подробностям. Все это создает в восприятии зрителя эффект полного погружения, позволяя увидеть политические события с точки зрения самых заурядных людей. Очевидный интерес жюри к странам Восточной Европы подчеркнул, что там происходит реальный творческий всплеск.
Картины Войко Анзельца и Милутина Петровича перекликаются. У Войко Анзельца пациент и пациентка сбегают из психбольницы, чтобы снять фильм о спасении и любви. Милутин Петрович помещает в центр своего фильма работника телевидения в Белграде. Борис пережил бомбежку НАТО и теперь находится в психиатрической клинике. Врач пытается прорваться к его больному сознанию, а сам герой представляет себя режиссером, снимающим фильм о полукриминальном мирке. Беседы с дамой-психоаналитиком перемежаются эпизодами этого виртуального "фильма", больше похожими на страшные и натуралистические глюки. Самодеятельное кинотворчество постепенно становится все более популярным и универсальным сюжетом. Он позволяет выразить отношение героев к окружающему миру и их внутреннее самоощущение сугубо визуальными, кинематографическими средствами.
Абсолютно заслуженный главный приз достался английскому фильму "Мой брат Том" Дома Родероу. А сыгравший самого Тома молодой актер Бен Уишоу получил приз за лучшую мужскую роль. Так был оценен синтез оригинальной стилистики, философичности и социального драматизма картины. Пасторальная идилличность и катастрофизм - два полюса бытия - встречаются в душе главного героя.
Мироощущение героев картины Дома Родероу отчасти соотносится с состоянием души действующих лиц российского фильма, получившего главный приз "Золотая роза" на XII открытом российском кинофестивале "Кинотавр", - с "Нежным возрастом" Сергея Соловьева. Но если Сергей Соловьев воссоздает широкий спектр настроений и судеб целого поколения нынешних 25-летних, то английский режиссер размышляет о юных отщепенцах-одиночках.
Сочи-Москва