ЗАВЕРШИЛСЯ 2-й Московский Форум молодого кино "Дебют-Кинотавр", первая ступенька для начинающих кинематографистов. Жюри во главе с режиссером Александром Атанесяном определило, кто достоин почетного диплома и участия в программе дебютов уже самого "Кинотавра" в Сочи.
Состав победителей в номинации "Игровое кино" подчеркивал, что Форум имеет статус международного. Вместе с украинским кино Веры Свешниковой "Чуть больше, чем все остальные" призом были отмечены работа "Птица одного полета" Катрин Новак из Германии (получать поздравления вместо режиссера на сцену вышел Александр Митта, ученицей которого Новак и является) и японский фильм о парадоксах любви "Персик" Йуки Отцука. Анна Фенченко ("Свидание") удостоилась специального приза за умение работать с актерами - она довольно убедительно сняла сюжет о свидании матери с сыном, сидящим в тюрьме. Алексей Герман-младший получил спецприз за изобразительное решение своего фильма "Дурачки". Наиболее сильными победителями в данной номинации являются "Леопольд Дюза" Дмитрия Федорова (по сценарию и в исполнении Анны Федоровой) и "До востребования" Анны Меликян.
"Леопольд Дюза" - это упоительный декадентский глюк. Он силен кокетливыми постмодернистскими претензиями на избыточную красивость, магию ритма, игру текста и подтекста. Демонстративно артистичный закадровый голос Сергея Чонишвили создает атмосферу философичности. Леопольд поранился о шип розы. Как медленно и мягко вонзается зеленый острый треугольник шипа в розовую "подушечку" пальца. Неумолимо и декоративно выступает на пальце первая капелька крови. Тоненькие алые струйки крови заливают изящную кисть героя. Они пачкают бурыми пятнами конверт в руке. Кровь капает и впитывается в пунцовый бутон засушенной розы. Эстетизированное "копание" режиссера в мельчайших ощущениях героя дает зрителю импульс для собственных фантазий.
"До востребования" Анны Меликян представляет прихотливую игру параллельных линий, выстраивающих не галерею, но скорее лабиринт женских портретов. Девушка-курьер (Нелли Уварова) фланирует целыми днями по городу, разнося почту и как бы мотивируя своим бесконечным перемещением появление все новых и новых героинь. Каждое новое лицо запоминается. Каждое не похоже на остальные. Анна Меликян ищет не столько красивую, сколько экстравагантную фактуру, обладающую пафосом самодемонстрации. Героини картины произносят краткие пассажи, которые одновременно ассоциируются и с традиционной исповедью, и с новейшими образцами презентации самих себя. Во всех девушках есть некая загадочность и душевная фривольность не актрис - скорее клоунесс, в чью профессию входит задирать, эпатировать и смешить публику. Во всех ощущается страстное, не всегда осознанное желание куда-то пробиться в своей жизни (быть востребованными в самом широком смысле слова, что заставляет более многозначно трактовать и само название), доказать миру право на оригинальность. Индивидуальностей в "До востребования" больше, чем сформировавшихся личностей. Вернее, личностное начало сконцентрировано в единственном герое, сыгранном кинокритиком Дмитрием Салынским. Такая композиция персонажей невольно рождает ассоциации с Феллини. А сам культ свободного проявления действующих лиц при размытости сюжета выдает приверженность режиссера идеалам авторского кино середины ХХ века.
В номинации "Неигровое кино" в числе победителей оказались Светлана Стасенко, снявшая фильм "Щепки" о жизни бездомных детей, и авторы двух картин о Чечне - Игорь Волошин с фильмом "Сука" и Сергей Босенко с "Чеченским гамбитом". Дипломами также были отмечены фильм о композиторе Николае Каретникове "Musica Stricta" Павла Стрельникова и Михаила Трофименко и семейная биография "100 лет в поисках одиночества" Марины Кондратьевой (Киев). Речь в фильме идет о муже и жене, проживших вместе очень долгую жизнь - как бы "параллельную общественным и политическим перипетиям.
Награждена была и Татьяна Гладкая, снявшая картину "Веселый дилижанс" об ансамбле кантри-музыки в Обнинске. Прощальная любовная песня, которую с американским задором поют российские дети, рифмуется здесь с сюжетным мотивом - неминуемое и не всегда светлое расставание учеников и учителя. Отдельным призом жюри оценило документальный сериал "Провинциальные музеи России". В составе этого сериала в "Дебют-Кинотавре" участвовали три картины. "Обратная сторона земли" Георгия Хоситашвили, "Музеи, которые мы выбираем" Евгения Юликова и Аркадия Гриднева и "После вождя" Елены Некрасовой. Последний из перечисленных фильмов посвящен жизни Ленинского музея и заповеднику Шушинское. Цитаты из трудов Ленина монтируются с прекрасными пейзажами, равнодушными к политике. Природа легко выжила в революционную эпоху и пережила советскую власть. И люди в Шушинском хотя и жалуются на безработицу, но продолжают выживать. Каков был уклад жизни у Ленина и Крупской и каков теперешний уклад местных жителей, их быт, занятия и промыслы? Традиционно окрашенная в кровавые тона политических конфликтов, ленинская тема здесь преображается в мирную этнографию. Снять такой фильм могут, вероятно, только люди новых поколений. Все советское - в том числе ссыльная жизнь будущего вождя революции 1917 года - воспринимается ими как отдаленная и чужая история, вроде ссылки Наполеона на остров Св. Елены.
В анимации дипломы и призы получили фильмы "Воскресенье" Артура Толстоброва и "Tracery" Марии Степановой, а также трогательное кино "Лягушка" Ивана Вербицкого о ценности естественной жизни, "Латекс" Андрея Соколова - о том, что и быки любить умеют. Самым профессиональным и целостным хочется назвать фильм "Соседи" Степана Бирюкова - невесомое и остроумное ретро о тяжелой и курьезной жизни в коммуналках Москвы 30-х годов. Особого диплома удостоилась студия "Пилот" за работу с дебютантами.
Остается сожалеть, что жюри не заметило неигрового фильма Анастасии Буковской "Попутчик" (Киев), представляющего непринужденные монологи человека, больного СПИДом. В данном случае был бы весьма уместен приз за умение работать с потенциальными героями неигрового жанра и за стремление к раскрытию мало изученных драматичных тем.