0
1186
Газета Культура Интернет-версия

20.04.2001 00:00:00

Глазированная война

Тэги: сукачев, охлобыстин, кино


ФИЛЬМ "Праздник" Гарика Сукачева по сценарию, написанному им совместно с Иваном Охлобыстиным, посвящен последнему дню деревенской семьи перед началом Великой Отечественной войны. Ввиду серьезности и драматизма темы особенно очевидно, как лихо наше искусство за последнее время поднаторело в китче. После сладчайшей и примитивнейшей частной жизни в "Свадьбе", "Рождественской мистерии", "Приходи на меня посмотреть" и прочем светлом кино наших дней┘ После приторнейших "Президента и его внучки"┘ После идеального святого семейства "Романовы. Венценосная семья"┘ После всего этого закономерно появление фильма, который в манере открыточной красивости и бесконфликтности осваивает еще и военный сюжет.

Жизнь простых честных колхозников вводит в состояние шока и скуки одновременно. Счастливая семья, любящие друг друга папа и мама (Александр Балуев и Ксения Качалина), веселая дочка Настенька (Маша Оамер), добрые соседи и родственники. Никакого начальства. Никакого быта. Никаких проблем. Не то что давления - хотя бы присутствия советского государства и то совершенно не ощущается. В деревне Гарика Сукачева нет ничего и никого, напоминающего, что были раскулачивание и разруха, коллективизация и 1937 год, что где-то есть коммунистическая партия и коммунистические чиновники. Перед нами пастораль свободных отдыхающих тружеников, всецело довольных своим житьем-бытьем. И это насквозь искусственное зрелище продолжается около часа. Уже через двадцать минут кинокомедии периода соцреализма вспоминаются как апофеоз драматизма и жизненной достоверности, а главное - артистизма, которого так недостает всем персонажам "Праздника".

А тем временем пляшут под баян и водят хороводы парни и девки, образуя симметричные мизансцены. Упоительно заполняет собой пустоту картины музыка Петра Тодоровского. Оператор Алексей Сеченов изобретает все новые и новые умопомрачительные ракурсы. Просторы средней полосы предстают верированными, окрашенными в шоколадно-сливочные оттенки. Все зрелище напоминает то ли клип в немыслимом стиле "Russian country", то ли рекламу шоколадных конфет. Невольной издевкой в этом контексте смотрится эпизод, когда немецкий солдат пробует наладить контакт с русским мальчишкой и норовит всучить ему шоколадку.

На рекламу советской страны и советского народа фильм уже не тянет, несмотря на всю дружбу хорошего с лучшим в каждом кадре. Вот Сергей Баталов под видом колхозника на элеваторе изображает придурковатого клоуна из какого-то постсоветского балагана - такими представляют советских людей в фарсовых западных сериалах. Вот отец жениха и дедушка невесты нарочито многозначительно балагурят про международную обстановку: "В Африке опять неспокойно". - "Я так и думал".

Охлобыстин и Сукачев изо всех сил пытаются притвориться, что любят советский народ. Но то и дело в репликах и в построении эпизодов прорывается непреодоленная брезгливость и снисходительность к простым людям как к убогим недоумкам.

Когда же в героях прорывается нечто человеческое, по иронии судьбы оказывается, что это тем более не вяжется с эпохой начала 40-х годов. Юродство, поддержанное сценарием и режиссурой, дополняется спонтанным маскарадом. Стильная Ксения Качалина ничем не напоминает деревенскую женщину. Настенька, похожая на ангелочка с витрины западного сувенирного магазина, ведет себя не по-советски раскрепощенно и не по-советски женственно. Неуместно эротическое настроение навевает игрушка, которую дарят будущей нимфетке на день рожденья - зайчик удивительно смахивает на ушастую фигурку, служащую фирменным знаком журнала "Playboy".

Александр Балуев в главной роли мог бы стать находкой, спасающей картину. В нем есть суровая природная властность "настоящего мужика" и действенная энергия человека, созданного для экстремальных ситуаций. Однако для "Праздника" свойства Александра Балуева оказались совершенно излишними. Ведь в его лице создатели фильма попытались изобразить советский народ глубоко антигероично - как слабую пассивную жертву вероломной агрессии. Ничего более неестественного для Балуева придумать невозможно. Ему трудно уверить зрителя, что его герой не умеет носить армейскую форму - мундир сидит на крепкой фигуре героя, как влитой. Еще сложнее актеру изобразить растерянность. Цепкий взгляд выдает человека, привыкшего всегда следить за развитием событий и не выпускать ситуацию из-под контроля. Жесткая складка тонких губ подчеркивает независимость человека, любящего быстро и самостоятельно принимать все решения.

Но вот колхозника и новоиспеченного ополченца, спешащего спасти семью от надвигающихся фашистов, настигают гитлеровские солдаты, которых направляет их русский приспешник (самая примитивная роль Михаила Ефремова). Герой судорожно и неумело (тут Балуев сильно переигрывает) спешит зарядить пистолет. Подоспевшие фашисты разоружают героя, заводят его с женой в речку. Туда же отправляют и дочку, которая до последнего возится с божьей коровкой, выказывая совершенно неправдоподобную безмозглость - все для пущего эффекта невинности┘ Вместо расстрела наступает конец фильма.

Исходя из светлого образа советского народа, по Гарику Сукачеву, непонятно самое главное - как же наша страна умудрилась победить немецкую армию. Режиссер показал русских людей накануне войны как маленьких, беспомощных, неприспособленных к экстремальности и борьбе, не готовых к подвигам, не гораздых даже почувствовать настоящую ненависть к врагу. Они не думают о стране - они не видят мира дальше околицы. С таким настроением Советская Армия никогда бы не дошла до Берлина. Советские люди у Гарика Сукачева могут вызвать только жалость. Под видом стильного неопатриотизма скрывается небрежение и пафос развенчания нации победителей во Второй мировой войне.

Показательно, что себе Гарик Сукачев приберег роль немецкого воина. Он спокойно сидит на траве у реки. Он ждет, когда один русский, "удобный", сам расправится с неудобными русскими. У фашиста в исполнении Сукачева умное и спокойное лицо человека, ощущающего собственное превосходство. В каком-то смысле очень совпадает с режиссерской позицией Сукачева, снявшего фильм не про свой народ и не про свою историю, но про тот народ и про ту, того народа, историю. Ко всему этому Гарик Сукачев не причастен. Он пришел в кинематограф как хозяин новой жизни, он сильнее тех советских граждан. В общем, пришла высшая раса - и все расставила по своим местам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
556
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2280
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1500
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1130

Другие новости