0
762
Газета Культура Интернет-версия

14.04.2001 00:00:00

Слабые, смертные, отверженные

Тэги: панорама, европа, кино


ОЧЕНЬ разные по стилистике и уровню фильмы Панорамы объединяет стремление к бесконечной рефлексии. Причем оно наблюдается в равной степени и у режиссеров, и у героев картин. Это автоматически превращает всех персонажей в alter ego создателей современного европейского кино. В программе Панорамы резко выделялись две работы. Первая - "Песни со второго этажа" шведского режиссера Роя Андерссона. Сюрреализм здесь настолько свободен от каких-либо жизнеподобных вкраплений, что фильм смотрится как сплошной аттракцион. Режиссер изобретательно демонстрирует, что социум - это гигантский дурдом, но только без врачей. Мания преследования, мания разрушения и еще множество менее крупных маний управляют людьми. Пробки на дорогах, заполненных толпами каких-то демонстрантов, занятых бичеванием своих сотоварищей по шествию. День рождение выжившего из ума столетнего миллиардера, все еще живущего в реалиях Третьего рейха и вытягивающего руку для приветствия своим нацистским глюкам. Казнь маленькой девочки, которую сбрасывают в пропасть при стечении духовенства и высоких чиновников. Скитания по городу толстого дельца, сжегшего свою фирму, а теперь страдающего от преследований мертвецов - кто-то из них был обижен им при их жизни, а кто-то и вовсе посторонний. Заканчивается действие на свалке, куда неудачливый торговец привозит множество нераспроданных распятий. А из земли, как в день Страшного Суда, поднимаются оживающие мертвецы. У Роя Андерссона нет ни одного не символического момента. Но "Песни со второго этажа" - кино не только интеллектуальное и совсем не угнетающее. Оно вполне способно развлечь, поскольку показывает, что человек - это общественное животное, при всей своей жестокости и духовных извращениях всегда остается еще и очень забавным.

Новое измерение любви открывает в своем фильме "Любовники Полярного круга" испанский режиссер Хулио Медем. История страсти и расставания Аны и Отто превращается в хронику взглядов, предчувствий и постоянного блуждания вблизи друг друга. Это картина о мире, где кроме любви вообще ничего нет. Все остальное - и быт, и работа, и любые дела, и события - является лишь той средой, где протекает эмоциональная жизнь героев. Отображение интимных чувств обретает размах эпоса. Пара влюбленных существует в земном пространстве, но не ощущает земного времени и ведет себя так, словно ритм их эмоциональной жизни абсолютен и вечен. Отто очень четко отражается в глазах Аны. Это похоже не на отражение в двух зеркалах, а на волшебное раздвоение героя, проникшего в саму душу героини. Будучи еще школьником, Отто запускает в воздух множество самолетиков с любовными посланиями девочке, которая ему нравится. Самолетики застревают в чугунной решетке ворот, как живые птицы. Падают на мостовую, как осенние листья. И только один достигает цели - попадает в руки Аны. Бумажный самолетик героев соединяет. В финале настоящий самолет приведет Ану и Отто к катастрофе. Влюбленные дети будто с самого начала отношений живут среди "знаков" уже предначертанных событий. Они еще не знают, что именно с ними будет. Но словно чувствуют, что в каком-то потустороннем измерении это уже известно. Поэтому не надо ни о чем волноваться. Надо только переживать то, что само переживается. С человеком, по концепции неофатализма у Медема, может случиться только то, что должно случиться. Поэтому любой "самостоятельный" выбор - всего лишь иллюзия. Любить и умирать каждый может только каким-то одним образом. Испанский режиссер заставляет современное западное сознание распроститься с идеей свободного выбора личности.

Остальные картины Панорамы оставались сравнительно далеки от уровня шедевров Роя Андерссона и Хулио Медема, хотя и были по-своему эффектны. Драма "Пленница" Шанталь Акерман сочетает элегантность неторопливого ретро с ультрасовременным ощущением душевной патологии. Молодой человек Симон живет в огромных старинных апартаментах со своей бабушкой и с девушкой-лесбиянкой Арианой. И любовь, и ревность, и чисто человеческая привязанность здесь кажутся искусственным представлением. Медлительное фланирование по анфиладам комнат. Чопорные, стилизованные под старинные беседы и чинное общение людей со слишком хорошими манерами. Всепоглощающая и безнадежная любовь Симона похожа на комплекс вечного "третьего лишнего", который не нуждается в иной роли - ведь тогда начнется настоящая жизнь, где кроме предвкушений, подглядываний и выслеживания недоступной Арианы есть что-то еще. А это уже лишнее. Интимная жизнь с элементами запретного и ненормального исследуется режиссером как тотальный эскапизм человека, лишенного жажды самоосуществления в реальности.

Сочинение своего глубоко интимного и странного мира выливается в отнюдь не столь невинную манию у героев "Выхода". Криминальный сюжет с фантастическими нюансами и отчаянным натурализмом создают кошмарный коктейль в режиссуре Оливера Мегатона (продюсер Люк Бессон). Запутанная история о серийных убийствах, их жертвах, подозреваемых и психоаналитиках явно снималась ради финальной сцены в общественном туалете. Чего там только ни происходит! И убийства, и эротическая сцена с элементами садомазохизма. И дискуссии о жизни и смерти. И саморазоблачение злодея-врача, который оказывается почище любого маньяка. Уже изрядно потрепанный элитарным кино образ туалета обретает у Мегатона свойства универсальной метафоры. Весь мир - сортир, все люди - его посетители. Режиссер нашел идеальное пространство, где изнанка цивилизации "встречается" на очной ставке с изнанкой человеческого подсознания. От претенциозно философичного и невозмутимо кровавого зрелища веет разухабистым китчем. Чем более серьезную мину пытается сохранить режиссер, тем смешнее становится его игра в настоящий триллер.

Завершилась Панорама на редкость нормальным фильмом "Мечта всякой женщины", в которой Жерар Жюньо выступил и как режиссер, и как актер, сыграв отца главной героини. Картина начинается как непритязательная комедия о красивой девушке (в ее роли - претендентка на будущий статус звезды Береник Бежо), снимающейся в кино вопреки воле отца-парикмахера. А завершается как печальная история людей, которые убедились, что исполнение мечты еще не гарантирует счастья. От классической жанровой модели с героями, точно знающими, к чему они стремятся, Жерар Жюньо переходит к сюжету о людях, теряющих жизненные перспективы. Последовательно отрицая социальный успех, финансовое благополучие, физическое и душевное здоровье как несомненные ценности, европейское кино продолжает повторять снова и снова, что не властитель мира, не герой и не гений, а самый заурядный, иногда ограниченный, иногда даже неполноценный, слабый человек - истинная мера всех вещей.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
546
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2273
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1495
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1123

Другие новости