0
823
Газета Культура Интернет-версия

06.04.2001 00:00:00

Воздаяние беглецам

Тэги: тыквер, кино, премьера


тыквер, кино, премьера

ПОСЛЕ очень простого по сюжету и эстетике фильма "Беги, Лола, беги" немецкий режиссер Том Тыквер снял очень замысловатую картину "Принцесса и воин" (в оригинале - "Воин и принцесса"). После фильма о едином душевном порыве режиссер создал фильм о переломном моменте в существовании двух людей. И подтвердил еще раз удивительную способность европейского искусства превращать любые жанровые приемы в проводники экзистенциализма, любых героев - в ходячие, а у Тыквера, скорее, бегущие, архетипы.

История Принцессы и Воина в данном случае кристаллизуется из истории медсестры и бандита. Экспозиция построена как социально-психологический этюд о сумасшедшем доме и буднях мелкого вора. Завязка совпадает с пробуждением авантюрной и любовной стихии, которая уже не затихнет до самого финала, когда произойдет вполне традиционный хеппи-энд. Однако все события внешнего порядка окажутся лишь тенью бушующего внутреннего мира героев или импульсом для новых переживаний.

Сисси (Франка Потенте) не просто работает в больнице, она там существует. Там родилась, там выросла, теперь там живет. Психушка тождественна родному дому, пациенты и медперсонал - семье, которую не выбирают и которую даже в голову не может прийти критиковать или менять на что-то иное. Режиссер показывает, сколь уютен замкнутый мир. Никакие кошмары в духе Милоша Формана здесь неизвестны. Благожелательность и инерция организуют этот мир, придавая ему стабильность сказочного царства. Его трудно покинуть навсегда - он гипнотизирует. Когда в дурдом, скрываясь от полиции, попадет тот самый "воин" Бодо (Бенно Фурманн), возникнет стойкое ощущение, что выйти ему отсюда суждено будет лишь через много лет - как герою "Волшебной горы" Томаса Манна, приехавшему в туберкулезный санаторий Бергофф навестить брата и застрявшему там на годы.

Чтобы заметить необъятный мир вокруг, Сисси должна попасть в автокатастрофу. До катастрофы героиня ведет себя как в мирном сне, общается со всеми внимательно, заботливо, но отрешенно, как будто ничего не видит, не понимает и не чувствует. В ней действительно есть нечто от спящей принцессы. После катастрофы взгляд ее становится вопрошающим. Она не просто чудом избежала смерти - она будто получила "знак", что пора заняться поисками смысла жизни. Притом поисками опять же почти по-сказочному прицельными, поскольку они предполагают конкретный результат. Незнакомый спаситель Сисси - это и есть пока неразгаданный смысл жизни.

Бодо не просто спасает незнакомую девушку. Жизнь намекает, что он способен не только приносить смерть, но и возвращать жизнь. Тем не менее Бодо со своим братом Вальтером собираются грабить банк. Эта "акция" даже не имеет практического смысла. Героям не до обогащения. Ограбление банка - это состояние души. Это выражение отчаяния и нежелания жить после гибели жены, из-за которой Бодо проклинает себя и почти теряет рассудок. Это жажда внести ясность в свою жизнь, ничего в ней не меняя по существу. Потребность оказаться наконец настоящим, а не "косвенным" и как бы невольным преступником. Распрощаться со своим родным, хотя и мучительным прошлым и начать новую жизнь так, чтобы она тоже стала "своей", - основная цель Принцессы и Воина. Без страданий нет и личности. И чтобы решить, как жить, герои должны были выбрать, как им выстрадать новую жизнь.

В отличие от "Лолы┘" мир в новой работе Тыквера уже не выглядит, как сконструированная виртуальная реальность. Наоборот, он пугающе похож на настоящий. Физиология и магия контакта плоти человека с плотью мироздания увлекает сама по себе, сообщая драматизму особую экспрессию. Самой жестокой и нежной сценой становится процедура трахеотомии под кузовом огромной машины. Находящейся в сознании девушке незнакомец, прячущийся от полиции, делает ножом разрез в горле - чтобы вставить туда соломинку от газировки из кафе и восстановить прерванное дыхание. Клокотание густой крови, поза жертвы и цивилизованного вампира, предвкушающего свой "коктейль". Всепоглощающий инстинкт жизни и спасения себе подобных. Вариация на тему "Так они повстречали друг друга┘"

Самым страстным эпизодом становится взаимное отторжение героев. Спаситель девушки не просто выпроваживает ее, пришедшую после операции, из своего дома, а толкает так, что она падает со всего размаха прямо в грязь. Сидит на земле в испачканной желтой курточке и плачет навзрыд, некрасиво скривив мокрое лицо под проливным дождем, а потом начинает швырять в своего спасителя комья грязи. Ясно, что герои всегда будут вместе. Настоящая любовь не нуждается в словах┘

Самый безнадежный эпизод - счастливое спасение героев, улизнувших из-под носа у полиции. Взявшись за руки, Сисси и Бодо стоят на крыше дурдома. Переглядываются испуганно и решительно. Вопиюще очевидно, что они готовятся к самоубийству. И вот герои разбегаются и прыгают вниз, все еще со сцепленными руками. Их полет снят так ужасающе вдохновенно, словно Том Тыквер и оператор Франк Грибе просят - "запомните их красивыми". Но пока ждешь контрастного, безобразно жалкого вида застывших тел на земле, герои со всего маха падают прямо в трясину какого-то водоема. Вместо алой крови и трупов - зеленые брызги и радость живительной водной стихии.

Самый прозаический эпизод - прощание героя с собственной раздвоенностью. На заднее сидение в машину к Сисси и Бодо со слезящимися глазами, к Бодо отчаявшемуся и уставшему от самого себя, подсаживается еще один Бодо. Тоже в голубых джинсах и белой майке, но с уверенным взглядом. Этот новый Бодо осуждающе смотрит на своего двойника, наконец закрывает ему руками глаза, мешая вести машину. Прошлый Бодо вынужден выйти и остаться на дороге, чтобы встретиться со своим погибшим братом и уехать с ним на желтом автобусе по желто-зеленому полю, растворившись без следа в воздухе. А новый Бодо садится за руль и улыбается Сисси. Он изжил свое тяготящее прошлое, которое увез автобус "Подсознание". Редко в каком фильме хеппи-энд столь явственно выражает идею справедливого воздаяния за страдания и старание стать взрослыми нормальными людьми.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
532
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2258
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1484
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1112

Другие новости