ЕСЛИ БЫ полнометражная анимационная комедия "Побег из курятника" была результатом интеллектуальных усилий сугубых американцев, картина вообще не заслуживала бы долгого разговора. В основе "Побега┘" - история из жизни кур-наседок, сражающихся за свою свободу и улетающих из курятника на огромном самолете собственного изготовления. Каноническая американская схема с еще более каноническим счастливым финалом. Вся драма здесь в том, что авторы тривиального сюжета о борьбе кур за независимость - те самые Питер Лорд и Ник Парк, которые в свое время получили "Оскар" за свой без преувеличений гениальный мультсериал "Уоллос и Громит". Его прелесть заключалась в неподражаемом английском юморе ситуаций, в теплой английской самоиронии, облеченной в безупречную форму. В "Побеге из курятника" форма превращается в сложнейшую и виртуознейшую, но философический эстетизм "Уоллоса и Громита" исчезает бесследно.
Многофигурная композиция действующих лиц состоит из кур всех габаритов и мастей. Все разодеты в вязаные наряды, придающие каждому неповторимый облик. Пластика пернатых, страдающих подобно заключенным на зоне (курятник похож на барак и обнесен колючей проволокой), заставляет восхищаться наблюдательностью мультипликаторов, соединивших в одно целое куриные темпераменты и человеческую психологию. Комизм "Побега┘" основан на бесконечном обыгрывании физиологических подробностей персонажей, смешно падающих в обморок, смешно учащихся летать, смешно танцующих под радиомузыку и смешно устраивающих подпольные митинги.
Куриный мир содержит в себе не только параллель с человеческим, но и воспроизводит вечные жанровые ситуации, растиражированные игровым массовым кино. Свободный петух Рокки, покинувший курятник и едущий по дороге на велосипедике, внезапно решает вернуться и спасать кур, обреченных стать начинкой для пирожков злой хозяйки миссис Твиди. Эпизод отчаянно напоминает аналогичную сцену из "Некуда бежать" с Ван Даммом в главной роли (а имя петуха не может не ассоциироваться со знаменитым боксером в исполнении Сталлоне). Неслучайно этого "амбивалентного" героя в оригинальной версии озвучивает Мел Гибсон, чей голос теряется в переозвучании. Комедия то и дело отодвигается в сторону ради серьезного и даже пафосного утверждения незыблемых американских идеологем о спасительной частной инициативе, о ценности честного партнерства в правом деле.
Уоллос и Громит продолжали любимую английскую легенду о двух друзьях, какими были многие пары - от Гамлета с Горацио до Шерлока Холмса с доктором Ватсоном и Винни Пуха с Пятачком. Уоллос и Громит умели находить самые витиеватые пути для решения простых проблем, поскольку представляли мир поистине человеческий, то есть всегда стремящийся к усложнению. Мир нового мультфильма основан на природном, трактованном односложно законе естественного отбора.
Уоллос и Громит являли собой героев, принадлежащих мирной цивилизованной жизни, - и в этом плане символизировали собой элиту человечества, то есть жителей Западной Европы. Однако хозяин и пес демонстрировали на собственном опыте, как напряженно и внутренне неблагополучно это, казалось бы, обустроенное существование. Всей манерой общения Уоллос и Громит намекали на вечный конфликт двух непохожих индивидуальностей, вечно страдающих от одиночества и вечно не готовых до конца притереться друг к другу. Всем своим поведением Уоллос и Громит свидетельствовали о том, как трудно сохранить душевное тепло в обыденности и как сложно вовремя очнуться от благодушия, почуять приближение опасности и развернуть сопротивление врагам всего доброго и живого. "Уоллос и Громит" был сериалом о подспудном драматизме внешне идеального, невраждебного бытия.
В этом сериале нет ничего содержательнее напряженных пауз, когда друзья молча переглядываются перед тем как рассориться или без слов договориться о планах на будущее. Его можно пересматривать, уже зная наизусть сами сюжеты, благодаря ненадоедающей поэзии английского быта, консервативного по атмосфере и изобретательного по количеству ухищрений, включая механизмы катапультирования легендарной "porridge" прямо в тарелку, а проснувшегося Уоллоса - прямо в штаны, синхронно с его попаданием через люк из спальни в столовую на первом этаже коттеджа.
Изысканность мелочей подобного рода была бы слишком большой роскошью для "Побега из курятника", который призван не столько развлекать, сколько воспитывать юную аудиторию, заранее готовя птенцов рода человеческого к суровой действительности. Предлагая расценивать все бытие как сплошную экстремальную ситуацию, фильм оказывается слишком серьезным и длинным, чтобы развлекать детей, и слишком примитивным, чтобы составить радость для взрослых. Посмотрев "Побег из курятника", можно констатировать, что американская тяга к морализаторству с новой силой проникает в мультипликацию. Американское кино создает все больше "пособий по выживанию". Скоро в нашем прокате появится "102 далматинца" - игровое кино на ту же тему и в приблизительно сходном жанре.