0
822
Газета Культура Интернет-версия

27.02.2001 00:00:00

Шанс остаться собой

Тэги: кино, США, Коллек, Израиль


ЕДА И ЖЕНЩИНЫ на скорую руку" - кино, зависающее где-то между Америкой и Европой. Да, собственно, и производителями его являются сразу США, Италия и Франция. Если учесть, что сценарист и режиссер фильма Амос Коллек выходец из Израиля, сам курсирует между своей родиной и родиной голливудского кинематографа, логично сразу предположить неоднозначность философии жизни в картине. Фильм рассчитан на тех, чьи вкусы требуют кино очень простого по эстетике, но отнюдь не примитивного по смыслу.

В отличие от гигантского количества обычных американских картин "Еда и женщины на скорую руку" относится к проблеме благополучия не без иронии. Амос Коллек (автор "Сью", "Фионы", "Шлюхи-2") слишком хорошо знает и уважает противоречивый мир, чтобы превращать его в очередную розовую картинку. Поэтому здесь не срабатывают сюжетные ходы, из которых в жанровом искусстве обычно легко слагаются общепринятые модели счастья. Познакомилась одинокая 35-летняя официантка Бэлла (Анна Томсон) с одиноким таксистом (Джеми Харрис), пишущим романы, - но это еще не означает, что они сыграют свадьбу в заключительных кадрах. Познакомился старик Пол (Роберт Модика) с очень немолодой вдовой Эмили (Луиза Лэссер). Но и это тоже не означает, что они обязательно начнут новую жизнь умильной пожилой парой. Наоборот, все будут спать не с теми, кого любят. И не станут при этом подвергаться молчаливому осуждению со стороны режиссера.

Здесь нет людей, которые совершали бы ошибочные поступки - потому что в основном все просто живут, не намечая никаких планов, а как бы прислушиваясь к тому, что подскажет им не только душа, но и сцепление случайностей. Если использовать знаменитое клише для характеристики целеустремленного человека "он точно знает, чего хочет", следует признать, что Амос Коллек снимает картину о людях, которые не знают, чего хотят. И режиссер понимает, что каждый имеет на это право. Так проявляется у Коллека любовь к людям - очень не по-американски.

Здесь ни жизнь, ни герои не занимают активных позиций. Коллек словно дразнит зрителя своего рода "ложными ключами" к хеппи-эндам. И проезжает мимо всех им самим же предложенных "шансов" к следующим поворотам судьбы. Пускай Сеймур (Виктор Арго) уже очень пожилой человек. И вечно в дурном настроении, и вечно что-то недовольно бурчит себе под нос, и еще кофе в кафетерии требует без "пожалуйста". У Амоса Коллека это лишь естественный намек на то, что он вполне созрел для любви к стриптизерше (Валери Геффнер). Сеймур приходит к ней снова и снова, заглядывает в ее профессиональное окошечко в двери и пытается назначить свидание. Даже если бы ничего у героя не получилось, он перешел бы в фильме из просто комических в откровенно фарсовые персонажи. А комические здесь все.

Режиссеру дороже всего в людях не умение строить свою жизнь и не результаты борьбы за счастье, а мечты и надежды, желания и волнения. Даже если они ни к чему не ведут. Плох тот, у кого их нет. Режиссер избирает для себя роль философичного наблюдателя, словно заранее подозревая, что не все о жизни понятно сразу. Надо просто "отслеживать" ее течение, любить ее частности. Важно, как Бэлла делает гимнастику, высоко забрасывая ноги и одновременно пытаясь звонить по телефону. Как едет на своем такси Бруно, поглядывая на случайную пассажирку в окошечко заднего обзора. И как он пытается запомнить имена своих детей, глядя на них в упор и не зная, как с ними общаться. Детали - суть настоящего, те кусочки жизни, которые уж точно принадлежат героям и которые у них не отнять.

Каждый момент реален, а вот жизненные перспективы, виды на будущее - пространство иллюзий. Чтобы это стало очевидно, режиссер дает главной героине тот самый вожделенный "шанс". Она получает наследство. У нее появляется роскошный дом в зеленом ландшафте. По частной лужайке у Бэллы скачут зебры, на травке отдыхает верблюд, бегают еще какие-то экзотические парнокопытные. Открыто шикарное кафе, где сексапильные официантки на роликах развозят кулинарные шедевры. Но сама Бэлла по-прежнему снует среди столиков в своей старой нестильной забегаловке для бедных, и по-прежнему задорно развевается ее рыжая копна волос. И никаких свадеб с фейерверками и поцелуями. Шанс изменить жизнь понадобился для того, чтобы оставить многое неизменным - в качестве сознательного свободного выбора. Амос Коллек отстоял право человека быть чудиком, не считая себя невезучим и проклятым. Финал "Еды и женщин на скорую руку" дарит зрителю эмансипацию от проблемы благополучия.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
517
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2241
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1472
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1098

Другие новости