ДЖОН Апдайк, побывавший в СССР во время дружественного визита американских писателей в Россию, назвал тогда Грузию "советским раем". Сейчас Тбилиси оставляет грустное впечатление из-за обветшалых зданий, перебоев с электричеством и нищеты большей части населения; рай потерян. И вот в этой разрухе проходит четвертый фестиваль искусств имени Михаила Туманишвили "Geoselis Gift", руководимый Кети Долидзе (актриса, режиссер Театра кинотеатра, педагог). Начиная со своего открытия моноспектаклем "Влюбленные женщины Шекспира" Сюзанны Йорк до закрытия уличным "Шоу движущихся скульптур" итальянского театра "Сайленс", фестиваль представлял собой нон-стоп из спектаклей, фильмов, концертов, презентаций выставок, видеофильмов, книг.
На время Gift-кинофестиваля Гага Чхеидзе, его директор, по образованию искусствовед-германист, но все последние годы занимающийся кино, стал полновластным хозяином главного кинотеатра Тбилиси "Руставели". Все без исключения картины были впервые показаны тбилисскому зрителю. Работало два жюри: международное и грузинское. Конкурсный показ включал в себя фильмы молодых кинематографистов (поэтому было много дебютов) и ленты, посвященные проблемам молодежи. Некоторые ленты выглядели скорее как черновик, чем завершенное произведение (в частности, награжденный призом молодых деятелей искусств фильм Карло Неро, сына знаменитого актера).
Международное жюри, возглавляемое известным немецким кинокритиком Эрикой Грегор, присудило Гран-при, "Золотого Прометея", фильму Бахтияра Худойназарова "Лунный папа" (Австрия, Германия, Швейцария, Россия, 1998), отданный в руки сценаристу фильма Ираклию Квирикадзе. Исполнители главных ролей Чулпан Хаматова и Мераб Нинидзе стали всеобщими любимцами фестиваля. Специальный приз жюри достался итальянской картине Алессандро Колицци "Гость".
"Серебряного Прометея" грузинское жюри присудило немецкой картине Дито Цинцадзе "Потерянные убийцы". Это рассказ о судьбе двух эмигрантов, серба и грузина, и других обитателях "дна" города Манненхейма, эпатирующий откровенностью, но с полной уверенностью в праве героев на чувство собственного достоинства. Сам режиссер с немалой долей самоиронии играет немощную старуху, мать серба. Дито Цинцадзе, получивший за фильм "На границе" в 1993 году "Серебряного Леопарда" в Локарно, - сейчас особо значимая персона современного грузинского кинематографа. Спецприз грузинского жюри достался фильму Зэка Демиркубуза "Третья страница" (Турция).
Лоск фестивалю придавало присутствие именитых гостей: Франко и Карло Неро, Нана Джорджадзе и Ираклий Квирикадзе, Чулпан Хаматова и Мераб Нинидзе. А также присутствие призеров каннского и берлинского фестивалей во внеконкурсном показе: особо отмечу французскую "Жизнь мечтающих ангелов" Эрика Зонка, в котором блестящий дуэт актрис Элоди Буше и Наташи Ренье в свое время разделил на двоих приз за лучшую женскую роль Канн-1998.
Блеск церемониям закрытия и открытия кинофестиваля придали картины отечественных мэтров. На зачине - картина супругов, Наны Джорджадзе и сценариста Ираклия Квирикадзе, "27 потерянных поцелуев" (Германия, Великобритания, Франция, 2000), полная неземной "ускользающей красоты" (и во многом напоминающая одноименную ленту Бертолуччи), а также неожиданно алогичных и жестоких поворотов сюжета. Исполнительнице главной роли в картине, юной актрисе Нуце Кухианидзе (грузинской Лив Тайлер) был вручен приз как лучшей актрисе фестиваля "Балтийская жемчужина".
Закрытие фестиваля украсил последний шедевр Отара Иоселиани "Прощай, земля!" ("Adieu, plancher des vaches!", Франция, Швейцария, Италия, 1999), предоставленный фестивалю французским посольством в Грузии. По-грузински созерцательный взгляд Иоселиани на жизнь, снятый в присущей ему безупречной манере как бы скрытой камерой, так вписался во французский контекст, что родина режиссера и среда обитания фильма как будто побратались друг с другом. Режиссер здесь играет главную роль - французского аристократа, влюбленного в вино, песни и женщин, убегающего от своей жены, светской львицы и ее бесконечных раутов.
Обидными были потери: не доехала картина Иштвана Сабо "Зонненшайн", отчего-то отосланная ее владельцами, канадской фирмой, в Москву, где та потерялась на таможне. И русская картина конкурса "Цветы календулы" Сергея Снежкина, по словам Гаги Чхеидзе, из-за легкомысленного отношения киностудии "Ленфильм" к таможенным документам, изъятая у актера Александра Тюртюмова в петербургском аэропорту, отчего он и оказался на фестивале в положении "гостя без портфеля".
В театральной программе фестиваля, наоборот, хит-лайнерами были именно русские спектакли. Только благодаря энергии Кети Долидзе, получившей поддержку у Московской мэрии, предоставившей для перелета самолет, на "Giftе" удалось показать два спектакля Камы Гинкаса. Главный призер "Золотой маски-2000" "Комната смеха" с Олегом Табаковым и недавний призер "Балтийского дома" "Черный монах" МТЮЗа имели в Тбилиси феноменальный успех.
"Gift" никому не выплачивает гонорар за выступление, условия специфические: гости селятся не по гостиницам, а по квартирам. В этом году тем не менее приехали греческие, итальянские театры; бельгийцы, израильтяне, масса киногостей. Правда, не надо забывать, что приехавших хозяева повергают в пучину гастрономического экстаза и полной уверенности, что in vino veritas. В этом смысле название фестиваля "Gift" можно понимать двояко: это, с одной стороны, дар спонсоров, с другой - такой же шаг навстречу фестивалю со стороны участников. В такой ситуации и в условиях разрухи государства Роберт Стуруа считает проведение фестиваля неуместным и бойкотирует его. Григорий Лордкипанидзе (глава Театрального общества Грузии), придерживающийся той же точки зрения, после того, как стали известны результаты работы комиссии по коррупции, главной внутриполитической сенсации Грузии этих дней, заявил: "Теперь, когда стало известно, что воруют, пусть лучше на эти деньги проводят фестивали!" Без международного театрального фестиваля Грузия превратится в театральную провинцию.
Грузинская программа фестиваля - это "Антигона" Темура Чхеидзе, посвященная одноименному шедевру Туманишвили. Спектакль - квинтэссенция отчаяния, трагедия власти, и не способной быть бессердечной, и не способной на милосердие и прощение своих оппонентов. В роли Креонта - Отар Мегвинетухуцеси, Антигона - восходящая звезда грузинского театра Нато Мурванидзе.
Спектакль "Среди развалин" по Важа Пшавеле недавно созданного "Театра царского квартала", в котором одна из его создателей, актриса Иза Гигошвили, первая исполнительница роли Грушэ Вачнадзе в "Кавказском меловом круге" Роберта Стуруа, сделала из своей небольшой роли настоящий шедевр.
Монодрама самой Кети Долидзе "Автопортрет моего поколения" поставленная Наной Квасхвадзе по заказу Эдинбургского фестиваля и при поддержке Ванессы Редгрейв. Она получила в Эдинбурге высшую оценку критики, пять звезд. Это рассказ о дне рождения матери пропавшего без вести на абхазской войне мальчика, представленный в интерьере, где каждый предмет быта - эстетическое совершенство. Выверен пластический рисунок роли сына героини Георгия, немого участника "Автопортрета", в исполнении студента курса Долидзе Вано Тархнишвили (необыкновенно похожего на Мераба Нинидзе в "Покаянии" Абуладзе).
События, о которых также рассказывает спектакль, - о движении грузинских женщин "Белый платок" за то, чтобы сыновья и братья не призывались на военные действия в Абхазии, которое действительно остановило войну и было организовано Кети Долидзе. Так что стоит ли удивляться, что именно она смогла провести международный фестиваль искусств в условиях всеобщей разрухи в Грузии и при отсутствии поддержки от государства.
Также "Измена" по Сумбаташвили-Южину, где режиссер Гоча Капанадзе создал на сцене стилизацию в духе иранской традиции, выступив как наследник Сергея Параджанова и последователь художников Пиросмани и Ладо Гудиашвили, развивших традицию персидской миниатюры в живописи (особенно хороши в этом отношении костюмы художника Темура Нинуа).
И лучшим в этой части программы я назвала бы спектакль еще одного многообещающего театра Тбилиси "Театрального подвала" "Фауст" в постановке Левана Цуладзе и с куклами Нуцы Долакидзе. Притча, разыгранная руками кукловодов, так же не укрытых от глаз зрителей, как и три актера, которые прямо на сцене озвучивают все роли и играют врачей, лечащих душевнобольного доктора Фауста. Щемящая душу сказка, на которую так мастерски способен грузинский театр и кинематограф, она уже имела феноменальный успех в Лондоне в этом году на фестивале, посвященном театру восточной Европы "East goes West".
Что касается "московских гостей", то "Комнату смеха" показывали в вечер открытия Gift-фестиваля в битком набитом зале Театра Марджанишвили. Олег Табаков, не обделенный любовью зрителей в России, был поражен тем, как его принимали в Грузии. На следующий день он назвал восторг зала в течение всего спектакля "скандированием" и признался, что поначалу было подумал, не организовано ли оно.
"Черного монаха" играли дважды, оба раза у входа в зал стоял тройной кордон, и творилось смертоубийство. Но будучи элитарным спектаклем, рассчитанным на 80 зрителей, его и посмотрели 80 счастливых обладателей билетов и театральная элита, во многом благодаря главрежу МТЮЗа Генриэтте Яновской (лично стоявшей в дверях театра и дававшей уроки менеджмента и международного фестивального этикета театральному бокс-оффису и пресс-центру Gift-фестиваля). Из актеров у публики и критики стал фаворитом Сергей Маковецкий.
После второго спектакля в чудесном интерьере "Маленького театра" на улице Ираклия Второго в старом Тбилиси, провозглашенной главной улицей фестиваля, состоялся вечер артистов МТЮЗа, о котором хозяйка театра Манана Асатиани вспоминала: "Я не была на спектакле, но видела, что все вели себя неадекватно - хозяева вечера выступали в несвойственных им амплуа, Маковецкий показал две мимические сценки, иногда плакал, Ясулович летал┘ В общем, все свидетельствовало о том, что перед этим произошло экстраординарное событие".
Олегу Табакову и Каме Гинкасу были вручены почетные театральные награды фестиваля "Gift": статуэтка Михаила Туманишвили, точная копия с памятника (работа скульптора Гии Джапаридзе) перед созданным им Театром киноактера. На предыдущих фестивалях ими были награждены Питер Брук, Ванесса Редгрейв, Роберт Стуруа, Резо Габриадзе, Генриэтта Яновская, Темур Чхеидзе, театровед Натэлла Урушадзе. Внизу надпись: "За совершенство в искусстве".
Тбилиси-Москва