НАВЕРНОЕ, спектакль "Счастливый принц" бессмысленно оценивать в категориях "понравилось - не понравилось". В любом случае это любопытно. Кама Гинкас уверенной рукой мастера препарирует литературное произведение, помещает получившиеся кусочки в точно просчитанную систему зеркал - обыкновенных, вогнутых, выпуклых - и приглашает желающих в эту "комнату смеха". Что каждый из посетителей ощутит в результате, зависит, конечно же, от соответствия угла зрения заданному, представлениям о предмете вне пространства Гинкаса. Может, это будет прорыв к каким-то высотам или глубинам, а может - спокойное или даже утомительное наблюдение за происходящими метаморфозами.
"Счастливый принц" - это притча о любви с посвящением Камы Гинкаса "моей жене, удивительной Генриетте Яновской". Аудиоряд: город, шум, смешение звуков, ритмов, интонаций. Одна и та же мелодия - во множестве исполнений. Власть - один шаг главного в нестройной шеренге, два шага следующего, мелкая дробь последнего. Жизнь во дворце, точнее, воспоминания о ней - тангообразная пронзительная музыка, резкие движения. Игра в детские приемы: много родственников - вот и целая очередь, кокетливая птичка, отправляющаяся в путь, - шарфик из перьев и чемоданчик, устроиться на ночлег - достать подушечку, повесить цветок в горшке, профессор орнитологии - типичный "ботаник". Юмор для детей, считающих себя взрослыми. Апелляция к зрителям: "Ну, ведь вы так это себе представляете?" Ни один комментарий не остается неиспользованным. Легкая ирония Оскара Уайлда превращается в язвительную ухмылку. Дебилоподобные дети, цветущая страдающая мать, начинающий драматург, оканчивающий известный монолог словами "человек - это звучит... горько".
Текст, разделенный между исполнителями, дается почти целиком. Получается типичный "рассказ с показом", без особых неожиданностей и откровений. Сказал - показал - еще раз прокомментировал: слишком много слов, которые при обилии деталей кажутся абсолютно ненужными. Короткая изящная сказка превращается в длинный нудный урок. Артисты ТЮЗа (в очередной раз понимаешь, что половину не идентифицируешь) четко выполняют поставленные задачи. Исполнители главных ролей Принца (О.Лагутина, Анна Яновская, А.Тараньжин) и Ласточки (Арина Нестерова, И.Лосева, Т.Белановская) в остальное время - среди прочих обитателей Счастливого английского городка. С разными парами спектакль должен смотреться по-разному.
Притча о любви. Маленькая птичка, которая всегда засыпает, когда думает, устраивается на ночлег у ног статуи. Принц, видя страдания людей, с помощью Ласточки оказывает им помощь, отдавая драгоценные камни и золото. Зная, что "они думают, что в золоте счастье", как бы делает их счастливыми. Птичка не может оставить Принца, когда он ослеп, зная, что погибнет от мороза. Принц просит Ласточку перед отлетом поцеловать его в губы, потому что любит ее. Когда Ласточка погибает, оловянное сердце Принца трескается. Оно не поддается переплавке и вместе с телом птицы выбрасывается на помойку. Потом Принц и Ласточка вместе поднимаются вверх. Любовь? Почему бы и нет.