0
1184
Газета Культура Интернет-версия

07.06.2000 00:00:00

Обратно в СССР

Тэги: Погребниченко, Золотников, театр, спектакль


Маленькой елочке холодно зимой.
Фото Михаила Гутермана

ЮРИЙ ПОГРЕБНИЧКО поставил спектакль "Советская пьеса". Казалось, после "Старшего сына" Вампилова (постановка называлась "Я играю на танцах и похоронах") он навсегда потерял интерес и к современной теме, и к советской драматургии. Что называется, завязал. А тут вдруг нате вам - "Советская пьеса" по двум старым одноактовкам Семена Злотникова: "Бегун и йогиня" и "Два пуделя". Зачем? Смысл?

В советские времена молодые режиссеры Злотникова обожали. Его диалоги казались им точной скорописью нашей бытовой речи. Ситуации - выражением нашего родного абсурда. Он был одним из драматургов "новой волны". Его имя упоминали рядом с Петрушевской, Арро, Казанцевым, Галиным... Его ставили почти так же часто, как Радзинского. Правда, когда играли в реалистической декорации и современных костюмах, социальная острота его пьес как-то скрадывалась, а диалог звучал скорее мелодраматически, чем гомерически смешно. Выходила комедия положений. Погребничко вернул все на место, то есть поставил с ног на голову. В его варианте Злотников - наш советский Мрожек.

"Советская пьеса" - спектакль на любителя. Кто любит Погребничко, нырнет в эти буйные заросли фантазии с привычной для себя верой. Кто считает, что Погребничко стал повторяться, мелочится, исчерпал тему, получит еще один повод побрюзжать. На новенького это "ретро вчетвером" произведет впечатление. Он будет, видимо, обескуражен и смущен. Но начинать "крутить любовь" с Погребничко надо с другого спектакля - с "Русской тоски". Собственно, "русская тоска" и есть главное понятие театрального словаря режиссера.

Картина мучительно знакома. С минуту соображаешь, где видел, откуда помнишь. Потом понимаешь - елка, утренник в детском саду. Щемящее воспоминание каждого советского ребенка. Искусственные елочки аккуратно облеплены ватой. На ветках толстые папье-машевые снегири на бельевых прищепках. На стене портреты: Леннон, "Незнакомка" Крамского, Брежнев, Сталин - все в шапках-ушанках. Зима же. По периметру сцены - забор. Каждая "доска" - это ватник, скатанный наподобие шинели. На ватниках - пятна мазута. Люстра, хрустальный конус, - почти как в КДСе, но в миниатюре. К елке сиротливо прислонилась рубиновая звезда, точь-в-точь кремлевская: возле нее герои будут греть руки. Неистребимая родная советскость лежит здесь повсюду, как пыль на комоде. И в первый момент даже радует глаз: глаз потому что соскучился. Чтоб голова закружилась от счастья, не хватает только мандаринов, запах которых у советского человека навсегда связан и с детством, и Новым годом.

Погребничко давно отрефлексировал свое время и свою страну. Он рано сумел посмотреть на себя со стороны. В Театре ОКОЛО всегда существовали по своим законам, отдельно. Островского воспринимали сквозь призму советского опыта, Гоголя - через русский характер и "феномен языка", "Гамлета" играли в присутствии Достоевского и Смоктуновского, "Трех мушкетеров" воображали глазами советского подростка. В Чехове испытывали "неизъяснимые предчувствия" и провидели весь будущий советский абсурд, страдали ностальгией по жизни, которой не знали.

Вернувшись к советской пьесе после своего Чехова, Погребничко ситуацию вывернул наизнанку. Сквозь заплаты, дыры и щелочки его "Советской пьесы" то и дело мелькает Чехов - с его проклятыми вопросами ("И кто я, зачем я..."), проклятыми ответами ("Пропала жизнь! Я талантлив, умен, смел... Если бы я жил нормально..."), с его любимыми героями-недотепами, которые много говорят ненужного и живут свою дурацкую жизнь ("Епиходов бильярдный кий сломал!", "Петя с лестницы упал!"), двадцать два несчастья.

В каждом доме есть старые вещи, с которыми жалко расстаться: чайник с отбитым носиком, очки в старомодной оправе, кошелек с распоротым животом, телефонные счета, письма, пожелтевшие фотографии... С ними связано столько воспоминаний. Так, в каждом из нас занозой сидят отдельные мысли, которые тоже жалко выкинуть из головы. "Советская пьеса" Погребничко - это натюрморт из старых мыслей и вещей (сценография и костюмы Надежды Бахваловой). Это такая ручная работа - кропотливая лоскутная техника, когда творят из того, что было под рукой. Снова попутав излюбленные временем звуки - "Битлз" с Хилем и Магомаевым, "Бесамемучу" с Галичем, черт-те что с черт-те чем, - Погребничко сначала приручает нас, а потом, как фокусник платки из цилиндра, тянет и тянет на свет божий наши и свои воспоминания. Да так, что два вроде бы частных диалога Злотникова, случившиеся между мужчиной и женщиной, смотрятся ни больше ни меньше антологией советской жизни. И вот уже вид синих "треников", любовно вышитых гладью то ли розами, то ли маками, сначала умиляет узнаванием, а после повергает в унылое раздумье. Какое дикое количество усилий в той жизни мы тратили не на то, что следовало, а на то, что было бессмысленно.

Реконструированное в Театре ОКОЛО это время вызывает смешанное чувство - умиления и стыда, гадливости и ностальгии, сожаления и тоски. В нем была душевность - порой перераставшая в тошнотворную фальшь, и глупость, которая на нынешнем фоне глядится даже трогательной. В нем была взлелеяна наша способность: еще ничего не сделав, уже все спланировать, даже мысленно прожить. Из этого времени родом наш романтизм и наши сомнения, непрактичность и отсутствие воли к борьбе: не за страну, не за идеалы (Погребничко от пафоса тошнит) - за себя, за собственные идеи и собственных детей. К этому нашему общему времени у Погребничко не только счет, но и страсть, похожая на болезнь.

Так все-таки зачем? Смысл? "Хочется веселья и чего-то еще", - объясняет героиня "Советской пьесы"... По личным наблюдениям Погребничко, веселье никак не получается, жизнь не становится тихою, нежною, сладкою, как ласка, а "что-то еще" все не является взору. Родимые ли наши пятна социализма в этом виноваты или что-то еще - бог его знает. Тогда какой все-таки смысл? "Смысл... Вот снег идет. Какой смысл?". Может быть, "надо жить и не знать, для чего журавли летят, для чего дети родятся, для чего звезды на небе...". Кто-то из наших литературных умников сказал, что еще только лет через пятнадцать появится литература, осмысляющая нынешнюю нашу историю. Погребничко начал осмыслять, "не отходя от кассы". Свою юность он сохранил и познал с помощью Чехова. Для "времени демократических преобразований" - и тотального одиночества - ему пригодилась советская пьеса. Погребничко всегда был оригиналом. Он слоняется в этой жизни вокруг да около, ходит по кругу, из угла в угол, пробует задом наперед и не находит точки опоры. Наша общая неистребимая советскость жжет его как клеймо. "Это камень на моей шее, я иду с ним на дно, но я люблю этот камень и жить без него не могу". Однако в "Советской пьесе", в первый, кажется, раз, Погребничко парит над схваткой. Столько лет в одиночку сражавшийся с воспоминаниями, как Дон Кихот с ветряными мельницами, он идет по лезвию ножа и не соблазняется поддать жару. Может быть, именно так и надо - смеясь, расставаться с прошлым?

В финале на сцене появляется фигуристка. Короткая белая крахмальная юбочка, вязаная шапочка с орнаментом и шарф через плечо. Изящное видение с катка у Покровских ворот. Снова напоминает что-то из детства - то ли вкус снега, слизанного с промокшей варежки, то ли беспричинное, беспредельное ощущение счастья. "Вот оно счастье, вот оно идет, подходит все ближе и ближе, я уже слышу его шаги. И если мы не увидим, не узнаем его, то что за беда? Его увидят другие!" Это ощущение длится миг. Как в жизни. После чего несентиментальный Погребничко лавочку закрывает. До свиданция. Аплодисменты.

P.S. У Театра ОКОЛО такой экстравагантный шеф, что, пока выскажешь о нем все, что думаешь, актерам комплиментов не остается. Восполним пробел. Отличительная черта труппы Погребничко - общая вера и стремление к точности. Если учесть, что воплощать приходится не характер, не тип, не ситуацию, а нечто большее и абстрактное - время, мироощущение режиссера и того поколения, которое он считает своим, - то задачки актерам достаются из высшей математики профессии. Лучше всех в театре Погребничко и в "Советской пьесе" этим владеют Валерий Прохоров и Лилия Загорская. И очень осмысленно движутся к цели Елена Слюсарева и Юрий Павлов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Китай не поддается на методы «дрессировки» Дональда Трампа

Михаил Сергеев

Внезапное тарифное отступление США объясняют опасными тенденциями на рынке американского госдолга

0
1570
Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Машиностроение оказалось на максимуме за последние 10 лет

Ольга Соловьева

87% промпредприятий считают невозможным полный отказ от импорта комплектующих

0
1272
Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Вместо комфортных нефтяных цен – кризисные сценарии для экспортеров

Анастасия Башкатова

Иностранные инвесторы в Казахстане пошатнули соглашение ОПЕК+

0
1677
Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

Россия в марте 2025 г сократила выпуск готового проката на 4,8% по сравнению с мартом 2024 г

0
878

Другие новости

загрузка...