Генрих Вигстрем. Яйцо "300-летие Дома Романовых" (1913) из собрания Государственных музеев Московского Кремля. Подарено императором Николаем II императрице Александре Федоровне на Пасху 1913 года. |
ДЕВЯТЬ лет назад Эми Спик, жительница Хельсинки, разбираясь в рухляди, нашла альбом в кожаном переплете, который с начала 20-х годов прошлого столетия пылился на полках семейного архива. В альбоме оказались детализированные акварельные эскизы изысканных предметов: ограненных платиной флаконов для духов, усыпанных бриллиантами портсигаров, рамок из эмали, статуэток с изображением животных, часов из лазурита.
Эми Спик не придала особого значения этой находке. Лишь три года назад она показала альбом своей подруге Улле Тилландер-Годенхиелм, предки которой были русско-финскими ювелирами, работавшими в дореволюционном Санкт-Петербурге. Перелистав альбом, Ула немедленно опознала в акварельных эскизах заготовки для великого Петера Карла Фаберже, который был соперником ее предка Тилландера. Более тысячи эскизов, выполненных в палево-розовом, изумрудном, фиолетовом и кобальтовом цветах, принадлежали кисти Хенрика Вигстрема, главного мастера Фаберже. Альбом был своеобразным каталогом их работ, датированных 1911-1916 годами. По словам Кеннета Споумэна, лондонского дилера, специализирующегося на Фаберже, "это самая ценная находка с тех пор, как умер сам мастер".
Фаберже (1846-1920), потомок беглых гугенотов, родился на берегах Невы. Он стал поставщиком двора российских венценосцев. Поставлял он то, что вполне по праву называлось "objets de fantaisie". Эти "предметы" фантазии или фантастические предметы, делались под его руководством лучшими ювелирами, золотых дел мастерами, специалистами по эмали, модельщиками и полировщиками. Поставлялись "objets de fantaisie" не только ко двору российских императоров, но и царствующим особам Англии, Дании, Швеции и Сиама. Сиамская королевская семья подружилась с последним русским царем Николаем II, когда он, будучи еще цесаревичем, посетил ее страну. Среди клиентуры Фаберже были и индийские магараджи, и, естественно, некоронованные короли бизнеса и финансов.
Имя Вигстрема (1862-1923) не столь известно, как Фаберже. Он был сыном церковного старосты в небольшом городке на южном побережье Финляндии. Хенрику было десять лет, когда умер его отец. Он поступил учеником к золотых дел мастеру в Хельсинки и через шесть лет переехал в Санкт-Петербург. Вигстрему было всего лишь 22 года, когда он начал работать у ювелира, который, в свою очередь, работал на Фаберже. Последний быстро распознал талант молодого умельца и сделал его руководителем своей петербургской мастерской, а в 1900 году поселил его с семейством рядом со студией. Дочь Вигстрема вела бухгалтерские книги, а сын подобно отцу стал ювелиром. Именно под началом Вигстрема были созданы многие шедевры Фаберже, эстетическим источником которых послужила эпоха Людовика ХVI. Дело Вигстрема процветало. Он построил себе еще один дом - в Финляндии, куда ездил отдыхать. Октябрьская революция подкосила его карьеру. Вигстрем бежал в Финляндию с пустыми руками. Через пять лет он умер. Согласно одной версии, знаменитый альбом после его смерти достался его соседям Спикам.
История этого альбома, рассказанная газетой "Нью-Йорк таймс", получила не менее интересное продолжение. Улла Тилландер-Годенхиелм показала его владельцам галереи "A lб Vieille Russie". (Кстати, история этой галереи заслуживает особого рассказа. Она была основана в Киеве в 1851 году. Имела филиалы в России и Париже, пока в 1941 году не перебазировалась в Нью-Йорк. "A lб Vieille Russie" специализируется по Фаберже с 1917 года. "Мой отец познакомил Америку с Фаберже", - говорит совладелец галереи Питер Шэффер.)
Когда Питер, его брат Поль и сын последнего Марк увидели альбом Вигстрема, у них возникла идея собрать и выставить в своей галерее хотя бы сорок экспонатов, эскизы которых хранились в альбоме. Им посчастливилось - они засекли местонахождение ста десяти шедевров Фаберже. Легче всего было, конечно, проследить судьбу тех предметов, которые были проданы через саму галерею Шэфферов. Среди их клиентов были герцогиня Виндзорская, жена отрекшегося от престола английского короля, король Египта Фарук, Сальвадор Дали, миллиардер Малколм Форбс, Фрэнк Синатра, Бинг Кросби, Дайана Росс, Джоан Риверс.
Работа "следопытов" совпала со 150-летием со дня основания "А la Vieille Russie". Поэтому было решено отпраздновать эту дату, организовав "Шоу Фаберже". Свои экспонаты галерее представили царствующий дом королей Таиланда, музеи дворца в Павловске, Эрмитажа и Кремля, музей искусств Цинциннати и Нового Орлеана, семейство Форбсов и некоторые другие частные коллекционеры. Затем владельцы галереи связались с известным французским издателем Аленом де Гуркофф, автором альбомов по Павловску и Кремлю, и заказали ему издание альбома Вигстрема, найденного госпожой Спик, с предисловием Тилландер-Годенхиелм и Алисы Милицы Илич, консультанта лондонского "Сотбис" по русскому искусству.
На днях выставка под названием "Золотые годы Фаберже. Эскизы и предметы из мастерской Вигстрема" открылась на Пятой авеню и 59-й стрит в помещении "А la Vieille Russie". Выставка продлится до 19 мая. Сравнивая эскизы Вигстрема с готовой, так сказать, продукцией, невозможно не обратить внимания на их почти абсолютную идентичность. Среди экспонатов наибольший интерес представляют работы Фаберже, принадлежащие королеве Таиланда. Таиланд вообще проявил особую заинтересованность в этой выставке. Поэтому сборы от ее посещения пойдут в Фонд помощи Таиланду.
В запасниках галереи есть около ста "продажных" Фаберже. На сегодняшний день самый дорогой Фаберже - "Виндзорское яйцо" - был продан в Женеве в 1994 году за 5,6 миллиона долларов. Сейчас вы можете купить Фаберже (из них пять - работы Вингстрема) в ньюйоркском "Кристис" и 18 Фаберже - в лондонском "Сотбис" (с 10 мая). Если у вас достаточно денег, можете позволить себе такую "слабость".
Миннеаполис