Война и мир в живописи Михаила Кугача. "Возвращение". 1969. |
В МИРОВОМ, да и в отечественном искусстве семейные династии - не такое уж редкое явление. Вспомним хотя бы некоторые из истории русского искусства ХХ века. Отец и сын Аркадий и Николай Пластовы. Отец и сын Дементий и Алексей Шмариновы. Отец и сын Владимир и Михаил Переяславцы (отец живописец, сын - скульптор). Братья Алексей и Сергей Ткачевы... Художнического таланта, профессиональных умений и творческого вдохновения у иных хватает на целые семейные династии: три поколения Рукавишниковых, удивительно талантливые семейства Шушкановых, Коржевых, Глазуновых... И это лишь незначительная часть мастеров разных поколений, а порой несхожих художнических традиций, вписавших в историю отечественного искусства немало памятных страниц.
Кто же и чем представляет семейную династию Кугачей? Основатели ее муж и жена Юрий Кугач и Ольга Светличная. Их мастерство, любовь к живописи, к природе Подмосковья и средней полосы России воспринял сын - Михаил Кугач. Духовную потребность выразить время, свои мысли и чувства о нем они мастерски реализуют в сюжетной картине, портретном жанре, пейзажах. Простота сюжетных ходов в картинах Юрия и Михаила Кугачей лишь кажущаяся. На самом деле их живопись образна, символична и потому современна в лучшем смысле слова. Так, в "Возвращении" Михаила Кугача проблесками предзакатных солнечных лучей, пробивающихся сквозь свинцово-массивные облака, автор силуэтно выделяет фигуру солдата, возвращающегося с фронта домой. Цветом и светом (в одном случае преобладанием серебристо-серых холодных, суровых, в другом - цветов жизни, золотисто окрашенных) как бы высвечивается противостояние добра и зла, перенесенных тягот войны и долгожданного умиротворения. Точно найденными колористическими решениями мастер ненавязчиво и последовательно ведет зрителя от простого к сложному, от внешней броскости образов к их глубинному смыслу.
На последней выставке "старейшина рода" Юрий Кугач представил впечатляющие полотна: "Из недавнего прошлого" - о бесчеловечности насильственной коллективизации и "массового раскулачивания", "На дорогах войны" - многолюдная картина о страданиях людей в пору военного лихолетья, но и - мажорное, жизнеутверждающее полотно "С Новым годом!". Сын Михаил, размышляя над проблемами нынешнего бытия, не уходит от исследования его драматических и даже трагедийных ситуаций. Такова новая работа - "Ушла из дома и не вернулась". Каждая деталь предметна, зрительски правдоподобна. Концептуально точно выстроена цветовая палитра: от серо-белых тонов пасмурного зимнего дня - до ярких цветов одежды поверженной на снегу молодой женщины.
Третье поколение Кугачей - внуки основателей семейной художественной династии - Екатерина и Иван. Первая с молодым задором и основательностью профессиональной школы каждой новой работой заявляет о себе как о талантливом мастере натюрморта. "Жасмин", "Соната", "Башкирский костюм" - лишь малая толика созданного ею. В каждой работе - смелость и органика предметных построений, отточенный художественный вкус и свидетельство появления яркой творческой индивидуальности. Основные качества творческого почерка Екатерины - передача ощущения материальности предметов, органика композиции и колористической гаммы, умение выстроить иллюзию пространства.
Ее старший брат, Иван, углубился в портретную живопись, интерьер, пейзаж. Но не повторами прежнего, а собственным, современным мироощущением, умением сложными переходами цвета, света, тона создать художественные образы, созвучные времени, притягивают и подкупают поиски молодого живописца.
Традиция пейзажной живописи в творчестве всех поколений Кугачей занимает особое, ключевое место. Пейзажные мотивы их произведений имеют много общего. Средняя полоса России. Земля и небо, леса и перелески, поля и степи, реки и озера, сумрачный день и солнечное утро... Состояний природы - великое множество, а повторов в картинах не сыщешь. Несхожи, сложны по построению, к примеру, небосвод и воздушная среда практически каждой работы. Они каждый раз и у каждого из династии по-своему определяют состояние природы и авторское отношение к сюжету, несут особую мысль, придают пейзажу определенный художественный образ, создают настроение, формируют гаммы зрительских ощущений. Все вместе картины постепенно выстраиваются в серии, циклы живописных полотен, в своеобразные "Времена года"... По мастерству, изобретательности, национальному колориту лучшие работы этого жанра династии Кугачей - сродни музыке Петра Чайковского...