Руководители Евросоюза выбрали санкции главным инструментом политики в отношении Москвы. Фото Reuters
Евросоюз рассчитывает «отметить» вторую годовщину начала специальной военной операции РФ в Украине максимально заметными политическими шагами, включая санкции. Очередной, 13-й пакет ограничений планируется принять к 24 февраля, сообщает The Financial Times. В него, как ожидается, войдут новые списки физических и юридических лиц, новые торговые рестрикции и дополнительные меры борьбы с обходом санкций как через компании в ЕС, так и в третьих странах. Возможно также введение налога на доход от замороженных активов РФ, передало Bloomberg.
Механизмы для таких шагов готовятся уже сейчас. Они обсуждались в ходе встреч послов и министров иностранных дел ЕС в середине января. Эта тема, как и дополнительная военная и финансовая помощь Украине, включены в повестку саммита Евросоюза, который состоится 1 февраля в Брюсселе.
В связи с украинским конфликтом Евросоюз в отношении РФ использует торговые, финансовые, транспортные, визовые запреты. Он заблокировал на сегодняшний день 335 юридических и 1645 физических лиц. Наиболее значимым пунктом 12-го пакета санкций, одобренного в минувшем декабре, стал поэтапный запрет на импорт российских алмазов и продукцию, созданную в третьих странах после их обработки. Пакет включает также эмбарго на импорт чугуна, ферросплавов, железа, медной и алюминиевой проволоки, фольги, некоторых труб. Традиционно не забыли в Евросоюзе о санкциях против физических лиц и компаний. Были также введены дополнительные меры по борьбе с обходом санкций через третьи страны.
Сразу после публикации содержания 12-го пакета Киев направил Еврокомиссии и лично ее главе Урсуле фон дер Ляйен свои предложения по новым антироссийским мерам. По словам замглавы офиса президента Украины Игоря Жовквы, речь идет о расширении секторальных и персональных санкций.
Вслед за Украиной свои предложения внесли Польша и страны Балтии, которые занимают наиболее жесткую позицию из всех 27 стран ЕС. Они настаивают на включении в 13-й пакет запрета на импорт из РФ алюминия и сжиженного природного газа (СПГ). В то время как поставки трубопроводного газа в Европу резко сократились, экспорт СПГ из России вырос. Как пишет финская Helsingin Sanomat, в прошлом году Россия поставила в Европу почти 16 млн т СПГ, а крупнейшими покупателями стали Испания, Франция, Бельгия и Нидерланды.
Помимо запрета на импорт сырья, приносящего российскому бюджету значительные доходы, Польша, Латвия, Литва и Эстония настаивают на прекращении финансирования совместных научных исследований с Россией, ужесточении ограничений в авиационной сфере и расширении списка запрещенной продукции, используемой для производства беспилотных летательных аппаратов.
Судя по всему, основу сценария антироссийских санкций в 2024 году составят три направления – расширение блокирующих и торговых санкций, конфискация тем или иным способом активов РФ, принуждение бизнеса из третьих стран отказаться от сотрудничества с Россией, особенно в области промышленных поставок и технологического сотрудничества.
Но, как пишет Politico, Евросоюз испытывает трудности в разработке новых рестрикций против России, поскольку наиболее крупные компании и ключевые отрасли уже находятся под ограничениями. Собеседник издания подчеркнул, что ранее санкции были введены против «всех крупных объектов» и это самая большая проблема в разработке 13-го пакета.
Действительно, под блокирующими санкциями уже находятся системообразующие российские компании – банки и крупные промышленные предприятия. За последние два года под них подпали многие значимые структуры, связанные с ОПК, электронной индустрией и высокими технологиями, машиностроением, добывающей промышленностью и другими секторами, от которых зависят поступления в бюджет или которые важны для оборонных целей.
Тем не менее в Брюсселе исходят из того, что дальнейшее расширение санкций, направленное на решение задачи нанесения максимального ущерба российской экономике, все-таки возможно. Помимо ударов по энергетической отрасли могут дальше расширяться списки товаров двойного назначения и предметов роскоши, запрещенных к ввозу в РФ, а также перечни товаров, запрещенных к импорту из России. Эскалация будет вестись и в направлении запрета поставок продукции российского происхождения из третьих стран.
Впрочем, вызывает сомнения, удастся ли весь этот новый набор рестрикций единогласно согласовать в сравнительно короткий срок. Ведь 12-й пакет смогли утвердить только спустя полгода после принятия предыдущего. Для сравнения: с марта по декабрь 2022 года ЕС одобрил девять санкционных пакетов.
Видимо, непростым будет обсуждение на саммите ЕС и вопроса об использовании для поддержки Украины средств, полученных в качестве прибыли от замороженных активов Центробанка РФ, общая сумма которых в Европе (преимущественно в бельгийском центральном депозитарии ценных бумаг Euroclear) превышает 200 млрд евро. По оценкам, сейчас речь идет о примерно 15 млрд евро. Еврокомиссия предлагала направлять эти средства на специальный счет, а с него – на поддержку Киева.
Как сообщает агентство Reuters со ссылкой на неназванных высокопоставленных чиновников ЕС, в Брюсселе вызывают сомнения юридические аспекты подобной конфискации, а также возможные последствия как для евро, так и для всей мировой финансовой и правовой системы.
К тому же Москва воспримет такие действия как незаконные и предпримет аналогичные шаги в отношении активов недружественных стран в России. Они, согласно доступным данным на конец 2022 года, оцениваются как минимум в 288 млрд долл. По информации Bloomberg, в России готовятся заключить соглашения с международными юридическими фирмами, которые будут представлять ее интересы при судебном разбирательстве. Источники агентства полагают, что иски в случае конфискации заблокируют передачу российских активов Украине, даже если Москва не сможет вернуть контроль над ними.
По словам же верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля, министры иностранных дел стран достигли некоего «политического соглашения». Он уточнил, что Евросоюз сделал шаг в сторону реализации планов по введению налога на прибыль, которую приносят замороженные активы российского ЦБ. Как сказано в опубликованном Bloomberg материале, с этой целью может быть использован налог на непредвиденные доходы.
А Александер де Кроо, премьер-министр Бельгии, председательствующей в первой половине 2024 года в ЕС, заявил, что Брюссель не против изъятия заблокированных средств, но для этого должен быть выработан четкий механизм. «К примеру, имущество можно использовать в качестве залога для привлечения капитала в Украину», – сказал он Reuters в кулуарах Всемирного экономического форума в Давосе. Но как это предложение может быть реализовано на практике, Кроо не уточнил.
Любопытно, что в Евросоюзе при этом подчеркивают: принятие новых антироссийских санкций продолжится даже в случае полного завершения боевых действий в Украине и подписания мирного соглашения. Ключевым препятствием для снятия мер может стать позиция Еврокомиссии, Европарламента или отдельных государств-членов. Достаточно, чтобы одна из 27 стран ЕС не поддержала отмену санкций под любым предлогом, и этот вопрос может быть отложен на неопределенный срок.
Пока же в ЕС продолжаются дискуссии относительно выделения новых средств Украине. Речь идет как о военной помощи, так и о выделении 50-миллиардной финансовой помощи в течение четырех лет из бюджета ЕС. За неделю до саммита, где эту тему должны обсудить лидеры стран Евросоюза, консенсуса все еще нет. Венгрия по-прежнему не дала согласия, а на компромисс с Будапештом готовы идти не все страны-члены. Politico в минувшую пятницу сообщило, что лидеры ЕС могут лишить Венгрию права голоса в Совете Евросоюза, если премьер Виктор Орбан 1 февраля вздумает блокировать одобрение помощи Украине.