0
14698
Газета Дипкурьер Печатная версия

16.10.2022 17:49:00

Украина теряет свои территории

Политика Киева провоцирует распад страны

Сергей Жильцов

Об авторе: Сергей Сергеевич Жильцов – доктор политических наук, заведующий кафедрой политологии Дипломатической академии МИД России.

Тэги: украина, дезинтеграция, военная спецоперация, освобождение, донбасс, лднрзхо, референдум

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

украина, дезинтеграция, военная спецоперация, освобождение, донбасс, лднрзхо, референдум Жители Донбасса хотят быть в составе России. Фото Reuters

В конце сентября 2022 года в Луганской и Донецкой народных республиках, Херсонской и Запорожской областях прошли референдумы, на которых население высказалось за вступление в Российскую Федерацию. Уже 30 сентября были подписаны договоры о присоединении к России этих четырех регионов. Переходный период должен составить несколько лет и продлиться до 2026 года. Данные договоры зафиксировали новые границы украинского государства, территория которого значительно уменьшилась. При этом открытым остается вопрос относительно того, в каких границах в перспективе останется украинское государство.

Новые границы украинского государства подвели черту под длительным этапом развития, когда Украина имела наибольшую территорию за всю свою историю. В советский период украинское государство расширило свои территории. Последним «приобретением» стал Крым, который был передан советской Украине. При этом межрегиональные противоречия, которые определялись сложным и противоречивым характером отдельных территорий, на протяжении столетий входящих в состав разных государств, не получили своего разрешения. Галицкий национализм сосуществовал с коммунистической идеологией. Более того, наличие сторонников галицкого национализма в западноукраинских регионах часто использовалось в борьбе между различными группами в партийной и государственной системе советской украинской республики.

После распада СССР новые политические элиты украинского государства взяли курс на формирование «правильного» украинского государства, в котором не было места неукраинцам. Подобная политика спровоцировала обострение межрегионального конфликта. Дискуссии о федерализации не нашли поддержки среди политических элит и крупного капитала. Политические события 2004 года – оранжевая революция, которая активно поддерживалась западными странами, – показали неэффективность ненасильственных методов. В итоге достигнутый компромисс между украинскими политическими элитами на время снизил уровень конфликта между востоком и западом Украины, но не разрешил межрегиональный конфликт.

В то же время западные страны уже не скрывали своей заинтересованности кардинально изменить политику Киева, спровоцировав конфликт между Россией и Украиной. Соответственно государственный переворот в феврале 2014 года изначально был направлен на изменение внутренней и внешней политики Украины. Многовекторность и компромисс с Россией должны были уступить место переориентации Киева на западные государства. Это предполагало проведение антироссийской политики и опору на идеологию украинского национализма. Подобный подход создавал серьезную угрозу существованию украинского государства, поскольку обострил межрегиональные противоречия.

События марта 2014 года, когда Крым вошел в состав России, положили начало распаду украинского государства. Военный конфликт на востоке Украины, инициированный Киевом в апреле того же года, создал дополнительные риски для территориальной целостности Украины. Проводимая в последующие годы бывшим президентом Петром Порошенко политика в отношении Луганской и Донецкой народных республик фактически привела к исключению неподконтрольных территорий из единого политического и экономического пространства. Тем самым были созданы условия для дальнейшего распада страны. Действующий президент страны Владимир Зеленский продолжил курс на углубление конфликта с Россией, подчинив внешнюю политику Украины интересам Запада.

Подход украинских властей к урегулированию конфликта в Донбассе спровоцировал дальнейший распад страны. Официальный Киев выталкивал неподконтрольные территории из состава единого государства, усилив интерес региональных властей в различных областях Украины к расширению своих полномочий. Лишь жесткие меры Киева в отношении регионов удержали Украину от дальнейшей дезинтеграции. Более того, официальный Киев сознательно провоцировал конфликт с Россией, предпочитая не замечать проблем, которые создавали угрозу территориальной целостности оставшейся части украинского государства.

Начало Россией в феврале 2022 года специальной военной операции (СВО) на территории Украины не изменило политику Киева, что создало новые риски для дезинтеграции украинского государства. Данная политика Украины поощрялась западными государствами. США и ЕС стремились использовать Киев против России, рассчитывая нанести максимальный ущерб российской экономике. Провоцируя украинские власти на продолжение конфликта на востоке страны, оказывая экономическую помощь через международные финансовые институты и выделяя масштабную помощь, Запад фактически способствовал распаду украинского государства. В итоге курс на обострение ситуации на востоке страны, в чем особенно были заинтересованы западные государства, привел к новым территориальным потерям.

Соответственно процесс распада украинского государства может иметь продолжение. С одной стороны, проведение Россией СВО уже привело к формированию новых границ украинского государства. Достижение целей по демилитаризации и денацификации, о чем еще в феврале текущего года заявил президент России, невозможно решить без смены политического режима в Киеве. С другой стороны, украинское государство опирается на внешнюю экономическую помощь западных государств, которые поддерживают украинскую экономику. Массированная накачка Украины западными деньгами и вооружениями провоцирует продолжение конфликта и сохраняет угрозу дальнейшего распада Украины.

Перспективы украинского государства, его будущих границ и дальнейшее развитие определяют отношения России и западных государств. Продолжение поддержки США и ЕС Киева и провоцирование его на конфронтацию с Россией сохраняют угрозы для территориальной целостности оставшейся части Украины, которая рискует продолжить свой распад. 


статьи по теме


Читайте также


Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1311
"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

"План стойкости" не мешает Зеленскому опять искать помощи у Запада

Наталья Приходко

В Киеве накануне уверяли в обеспечении необходимого финансирования на год вперед

0
1388
Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков. Си Цзиньпина в поездке на саммит АТЭС в Перу сопровождали 400 чиновников и бизнесменов

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 18.11.24

0
1482
Израиль может начать поставки вооружения Украине

Израиль может начать поставки вооружения Украине

Наталья Приходко

Прежде еврейское государство ограничивались гуманитарной поддержкой Киева

0
2870

Другие новости