Армия вносит свои коррективы в развитие событий в арабских странах. Фото Reuters
События в странах Ближнего Востока, получившие название арабской весны, практически с самого начала вызвали пристальный интерес внешних сил. Ведь богатый углеводородными ресурсами регион издавна является зоной соперничества крупных держав. В последние десятилетия к этой борьбе подключились региональные игроки, добивающиеся расширения влияния.Полоса перемен, начавшаяся с событий в Тунисе, имеет корни в особенностях современных арабских обществ. Политологи уже не один год предрекали, что наблюдающийся затяжной политический застой и отсутствие видимого экономического прогресса чреваты социальным взрывом. Однако вряд ли кто был способен предсказать, что самосожжение мелкого тунисского торговца в знак протеста против притеснений властей приведет к столь мощным массовым протестным выступлениям, что падет режим президента Бен Али. Но это случилось.
Для стран, имевших тесные отношения с Тунисом, с самого начала событий возникла проблема оценки случившегося. Так, французская дипломатия, высоко ценившая тесное взаимопонимание с тунисской элитой, предложила Парижу помочь Бен Али удержать власть. Однако тогдашний президент Франции Николя, мастер громких публичных жестов, сделал выгодный для его имиджа ход – он отозвал своего посла в Тунисе и объявил, что всецело поддерживает демократический процесс. Следом другие западные державы поддержали новую власть в Тунисе.
Когда «весна» пришла в Египет, практически все главные акторы были готовы к тому, чтобы оказать влияние на ход событий. Западные страны принялись опекать возникшие в стране демократические партии и организации, монархии зоны Персидского залива, прежде всего Саудовская Аравия и Катар, – исламистские движение «Братья-мусульмане» и организации салафитов (одного из течений мусульманских фундаменталистов). Показательно, что в переходный период, когда у власти на временной основе находились военные, они предприняли попытку привлечь к суду египтян и иностранных граждан, причастных в оказанию финансовой поддержки египетским демократическим организациям. Но наказание не состоялось – за своих граждан заступились США.
Тот факт, что при формировании нового режима вперед вырвались исламисты, имеет как внутренние, так и внешние причины. Внутренние связаны с их опытом подпольной деятельности и умением работать в массах. Внешние сводятся к щедрой поддержке со стороны монархий Персидского залива. Они смогли заполучить около 70% мест в парламенте и добиться избрания своего кандидата Мухаммеда Мурси президентом страны. Столкнувшись с неожиданным для них результатом демократического процесса, США и их западные партнеры не только признали его результаты, но и попытались наладить взаимопонимание с новым руководством страны. Вашингтон непосредственно добился того, чтобы военная верхушка не пыталась помешать приходу Мурси к власти.
Переломным этапом арабской весны стали события в Ливии и Сирии. Он отмечен тем, что внешний фактор стал определяющим в их развитии, а взаимодействие внешних «спонсоров» достигло пика. Внешняя поддержка стихийных выступлений в этих странах практически совпала с их началом, а по некоторым признакам их опередила. Показательно, что в Ливии демонстрации против режима Каддафи начались в удаленном от центра известном своим сепаратизмом Бенгази, и предпринятые против них действия властей встретили энергичную поддержку со стороны стран Запада, инициаторов которой стала Франция. Операция НАТО, проведенная с санкции СБ ООН, которую «пропустили» Россия и Китай, по существу, стала началом фактической дезинтеграции Ливии. Богатая нефтью восточная часть страны – Киренаика – ныне не признает власти Триполи, максимум, на что она готова, – это формальное сохранение ее в Ливии на условиях широкой автономии. Показательно, что и другие районы страны игнорируют волю центрального правительства. Примером этому является отказ племени зиндан передать сына Каддафи Сейфуль-Ислама судебным властям страны.
Еще одним последствием операции стало широкое расползание террористических сил по региону. Наглядным примером этого стала попытка отделения от Мали ее северной части, населенной туарегами. Главными организаторами сепаратистского движения в этом районе стали исламисты, прибывшие из Ливии после окончания там военных действий. Сама Ливия стала базой для террористических групп, связанных с «Аль-Каидой». Делом рук одной из этих организаций стало нападение на генконсульство США в Бенгази, состоявшееся в 10-ю годовщину теракта 11 сентября 2001 года. Позднее там же произошло нападение на диппредставительство Франции.
Поразительно, что страны НАТО не извлекли уроков из акции в Ливии. Их действия в связи с событиями в Сирии во многом повторили ливийскую схему. В их основе – тесное взаимодействие с монархиями Залива в усилиях по свержению силой нынешнего режима в Дамаске. При этом наиболее активны Саудовская Аравия и Катар, а также примкнувшая к этой группировке соседняя с Сирией Турция, руководство которой добивается ее превращения в региональную державу.
Показательно, что сведения об активном участии в отрядах оппозиции так называемых джихадистов, ядро которых составляют группировки, связанные с террористической «Аль-Каидой», ныне вызывают озабоченность в США, Великобритании и Франции, играющих наиболее активную роль в поддержке сирийской оппозиции. Так, на недавних слушаниях в Конгрессе США представителям администрации неоднократно задавали вопросы на эту тему. Считается, что именно оглядка на роль джихадистов в войне в Сирии стала причиной неготовности Конгресса дать Белому дому карт-бланш на нанесение удара по Сирии.
В этой связи уместно напомнить, что Россия и Китай, рассматривающие события арабской весны как внутреннее дело стран региона, сделали правильный вывод и из последствий операций в Ливии. Они отказались поддержать в СБ ООН проект резолюции, санкционирующей силовую акцию. Именно такая позиция помогла Москве выступить с инициативой по решению проблемы ликвидации сирийского арсенала химического оружия. Выдвижение на этой основе плана Лаврова–Керри, а затем и принятие соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН свидетельствуют о продуктивности такого подхода. Теперь важно на этой основе согласовать вопросы, связанные с выработкой политического решения сирийской проблемы. Оно осуществимо, но, как представляется, при одном важном условии – понимании всеми заинтересованными странами, что добиться политического решения проблемы могут только сами сирийцы. Они должны определить будущее страны. Выход связанных с внешними силами 11 организаций из коалиции сирийских оппозиционных сил, как представляется, не ухудшает перспективы проведения конференции Женева-2 в целях политического решения проблемы. Скорее наоборот.