Главные соперники на выборах в ФРГ: Ангела Меркель и Пеер Штайнбрюк. Фото Reuters
Предвыборный раскладГермания подошла к важнейшему политическому рубежу. Через несколько дней, 22 сентября, немцам предстоит избрать новый состав Бундестага. Правом голоса в крупнейшей по населению стране Евросоюза обладают 61,8 млн. бундесбюргеров. На 598 (или несколько больше, в зависимости от окончательного межпартийного расклада) вожделенных депутатских мест федерального парламента претендуют 34 политические партии и объединения.
Главная интрига предстоящего события заключается в том, сохранится ли в Берлине нынешняя коалиция христианских демократов и либералов или же председателю ХДС и канцлерин Ангеле Меркель придется мастерить новую с другим партнером. Вызов ей брошен. Социал-демократы выдвинули кандидатом на канцлерский пост Пеера Штайнбрюка, ранее главу земли Северный Рейн – Вестфалия и министра финансов в былом черно-красном кабинете той же земли.
На выборах впервые задействован измененный по требованию Конституционного суда избирательный закон. Он предусматривает новую систему распределения парламентских мест и дополнительных мандатов. Это имеет существенное значение в связи с тем, что каждый избиратель имеет два голоса и волен делить их между различными партиями.
Основная предвыборная полемика развертывается между партиями правящей коалиции и бундестаговской оппозиции: Христианско-демократический союз (ХДС), баварский Христианско-социальный союз (ХСС) и Свободная демократическая партия (СвДП). Им противостоит Социал-демократическая партия Германии (СДПГ). Она сделала заявку на руководство страной в коалиции с Союзом 90/Зеленые. К оппозиционному спектру относится и Левая партия (ЛП), наиболее остро критикующая политику правящего лагеря.
На подходе ко дню голосования рейтинги этих «системных» политических сил колеблются незначительно. Блоку ХДС/ХСС, выдвигающему канцлерин Ангелу Меркель уже на третий срок, опросы обещают от 39 до 41% голосов. У либералов, входящих в правительство, амплитуда очень неустойчивая: то им дают 5–6%, то снизводят до 4%, лишая перспективы. СДПГ, по последним данным, может рассчитывать на 28%. Катастрофически, до 11% рухнул рейтинг зеленых. С такими данными коалиционное большинство этим двум партиям не обеспечить. Левым прочат 8–10%. После закрытия избирательных участков коррективы, наверное, потребуются. Значительная часть бундесбюргеров еще не определилась в партийных предпочтениях либо колеблется, за кого голосовать, и будет решать это в последний момент.
Основной партийный состав нового Бундестага сохранится. Разве что либералы СвДП не сумеют преодолеть пятипроцентный барьер, но скорее всего христианские демократы спасут их, пожертвовав часть своих голосов. В выборах участвует новая партия – Альтернатива для Германии (АдГ). Ее лидеры и члены – это люди, преимущественно отпочковавшиеся от ХДС и либералов, не принимая европейской политики правительства. Евроскептический потенциал немецкого электората детально не изучен, и некоторые немецкие аналитики осторожно не отказывают ей в шансах на успех. Но пока что рейтинг партии колеблется на уровне 3%.
Примерно то же у Партии пиратов. Пробившись было в ряд земельных ландтагов, она запуталась в собственных спорах и явно утратила привлекательность. Реальной перспективы ее прохождения в Бундестаг не просматривается. Как, впрочем, и у остальных допущенных к выборам партий. Но малым микропартиям избирательная кампания позволяет хотя бы напомнить о своем существовании.
Многостраничные предвыборные программы на бундестаговских выборах особой роли не играют. Практически все внимание и интерес концентрируются на главных фигурах, представляющих противоборствующие политические силы. Ныне это Ангела Меркель и Пеер Штайнбрюк. Их речи, интервью, теледебаты определяют содержание и характер дискуссий. «Конечно, темы и решения проблем имеют значение, – говорит известный специалист по выборам профессор Карл-Рудольф Корте. – Однако очень многое зависит от того, насколько их убедительно олицетворяют лидеры».
Ставка на феномен
Помню счастливое лицо Ангелы Меркель после тоже сентябрьских выборов 2009 года. Трудные партнеры, социал-демократы, потерпели сокрушительное поражение. Сбылась ее мечта о предпочтительной коалиции с либералами.
Вряд ли, однако, в этой конструкции канцлерство стало легче. Пришлось искать замену двум федеральным президентам, гасить скандалы в правительстве, менять министров на ключевых постах. Совершить отказом от АЭС резкий поворот в энергетической политике. Проиграны выборы в ряде важнейших федеральных земель. Утрачено коалиционное большинство в Бундесрате. Ахиллесовой пятой стали либералы. Они растеряли свои электоральные проценты. И теперь от их результата на выборах, собственно, и зависит, придется или нет Ангеле Меркель искать другого партнера для продолжения канцлерства.
Вслед за финансовым кризисом 2008 года без передышки разразился кризис еврозоны. С 2010 года вслед за Грецией на грани банкротства оказались еще несколько стран, а с проблемами бюджета, рецессией, безработицей труднейше бьются за единичными исключениями все члены ЕС. Европейская политика Меркель с ее формулой «финансовая помощь в обмен на реформы» встретила немалое недовольство и сопротивление партнеров. Проведение этого курса в сообществе требовало больших усилий, в том числе лично канцлерин. Авторитет Германии в европейских делах бесспорно возрос. Но пострадало отношение к ней населения многих стран, связывающего беды кризиса с европейской политикой Меркель и ее требованиями экономии.
Удивительно, но факт, что в самой Германии все пережитые и переживаемые трудности, скандалы, неудачи почти не отражаются на популярности Ангелы Меркель. Поэтому избирательная программа ХДС/ХСС определяется одним словом – Меркель. Других даже потенциальных кандидатур в консервативном политическом спектре просто нет. Руководство ХДС полностью заменено верными сторонниками канцлерин. Былых «кронпринцев» из числа земельных премьер-министров тоже не осталось. Есть одна Ангела Меркель. И согласно актуальным исследованиям, внушительное большинство немцев исходит из того, что она должна возглавить и следующее федеральное правительство.
Политические оппоненты часто обвиняют ее в том, что она не решает насущные вопросы, «высиживает» их. Между тем ее спокойный, без крика и дерганий стиль в политике воспринимается многими немцами как достоинство. Впрочем, ради власти и выборных перспектив она бывает готова и на стремительные повороты.
Электорат, разумеется, судит прежде всего по состоянию страны. Проблем в ней, как везде, хватает. По признанию самой Меркель, около 3 млн. безработных – «слишком много». Но это рекордно низкий уровень по сравнению с показателями других стран ЕС, в которых безработица кое-где зашкаливает даже за 50%. В целом германской экономике удается сохранять динамику роста. Правда, в этом году он ожидается небольшим, всего на 0,5%. В любом случае Германию удалось оградить от катастрофических экономических, финансовых и социальных бед еврокризиса. Жесткая, по мнению многих партнеров, эгоистичная линия Меркель в вопросах европейской политики, очевидно, импонирует многим немцам. Голосовать лично за нее готовы где-то до 60% участников предвыборных опросов.
Что будет, если...
Соперник Ангелы Меркель на выборах Пеер Штайнбрюк ведет отчаянную кампанию, стремясь сократить трудно преодолимое рейтинговое отставание от канцлерин. Он хороший оратор. По оценкам экспертов, он выиграл теледуэль с ней. Штайнбрюк в некотором роде самовыдвиженец, поддержанный затем председателем СДПГ Зигмаром Габриэлем, лидером социал-демократов в Бундестаге Франком-Вальтером Штайнмайером, а также съездом партии. Многие комментаторы посчитали эту кандидатуру не самой удачной. Само по себе решение выдвигаться на пост канцлера, когда при всех имеющихся социальных проблемах в стране нет ощущения кризиса, а популярность Меркель перекрывает недовольство правительством, говорит о политической смелости.
Но имелся и определенный расчет на восстановление электоральной привлекательности СДПГ, высокий рейтинг Союза 90/Зеленые. Это позволяло надеяться на реинкарнацию былой красно-зеленой коалиции1998–2005 годов. Обе партии не нашли, однако, сильных доводов в свою пользу. Радикально привлекательных предложений в социальной сфере они не выдвинули. По рейтинговым показателям СДПГ и зеленые не получат необходимого большинства мандатов. Некоторую перспективу, быть может, открывало бы сотрудничество с Левой партией. Однако лидеры СДПГ все еще не могут преодолеть «синдром Лафонтена».
Напомним, что будучи лидером СДПГ, Оскар Лафонтен решительно содействовал ее победе на выборах 1998 года и приходу к власти Герхарда Шрёдера. Но вскоре не принял его политики, бросил министерский пост и председательство в партии. Через некоторое время Лафонтен стал одним из инициаторов создания Левой партии, конкурирующей с СДПГ в вопросах труда, социальной справедливости, мира и безопасности. Сам Лафонтен уже сошел с авансцены ЛП, не баллотируется в новый состав Бундестага.
Ангела Меркель тем временем мобилизует избирателей, пугая их тем, что они могут проснуться на следующий день после голосования с другой коалицией. Если во главе с той же канцлерин, то, по утверждениям немецких аналитиков, для большинства немцев это даже желательно. Причем предпочитаемый вариант известен – перелицовка знакомой черно-красной коалиции ХДС/ХСС–СДПГ 2005–2009 годов. Другое дело, что выборы заведомых гарантий не дают. В том числе и канцлерству Ангелы Меркель. Слово за немецкими избирателями. В конечном итоге они определят соотношение политических сил, возможные коалиции и перемены в федеральной власти.