Ким Чен Ын активно руководил военными приготовлениями. Фото Reuters
В минувшую субботу в Пекин прибыл с визитом государственный секретарь США Джон Керри. Перед этим он побывал в Сеуле. В воскресенье он был уже в Токио. Главная тема переговоров – кризис на Корейском полуострове, вызванный воинственными заявлениями руководства Северной Кореи. Эта же тема плотно обсуждалась на прошедшей в Лондоне 10–11 апреля встрече министров иностранных дел стран «большой восьмерки», посвященной подготовке очередного саммита G8, и в беседе там же между министром иностранных дел России Сергеем Лавровым и Керри. Все это дает надежду, что большая дипломатия сумеет для начала ослабить остроту кризиса, а затем и найти пути переговорного решения проблем денуклеаризации Корейского полуострова и обеспечения безопасности в Северо-Восточной Азии, одном из самых нестабильных регионов земного шара.Нынешний кризис не первый на Корейском полуострове. За 60 лет, прошедших со времени войны в Корее, там было немало опасных инцидентов и периодов обострения напряженности. Ведь там до сих пор еще окончательно не урегулированы вопросы завершения войны, действует соглашение о перемирии и оба корейских государства разделяет тщательно охраняемая с обеих сторон демилитаризованная зона. Самый серьезный кризис произошел в 1968 году. Тогда северокорейская береговая охрана захватила оказавшийся поблизости от побережья американский разведывательный корабль «Пуэбло» и его экипаж, и США привели в боевую готовность свои силы в регионе. В последние годы произошел ряд инцидентов между Северной и Южной Кореей.
На этот раз поводом для вспышки напряженности стали ядерные испытания, проведенные в Северной Корее. СБ ООН принял по этому поводу резолюцию о санкциях в отношении КНДР, а Пхеньян в ответ обрушил шквал угроз в адрес Южной Кореи и США: для начала привычно пригрозил обрушить на Южную Корею «море огня», а затем по нарастающей объявил о недействительности соглашения о перемирии, предупредил о возможности ракетных ударов по американским военным базам в Японии и на Гуаме, посоветовал иностранным дипломатам от беды подальше покинуть Пхеньян, а иностранным гражданам, проживающим в Южной Корее, покинуть эту страну. Наконец, была приостановлена работа Кэсонской промышленной зоны, где на южнокорейских предприятиях работают 50 тыс. граждан КНДР. Угрозы в адрес США были даже подкреплены съемкой лидера КНДР Ким Чен Ына у большой карты с надписью «Удары по континентальной части США».
Трудно представить, что еще может сделать Пхеньян в плане дальнейшего нагнетания напряженности, не считая, разумеется, прямых военных провокаций. Но их на данный момент не отмечено. Более того, по данным Пентагона, никаких шагов в КНДР по приведению северокорейской армии к боевой готовности не наблюдается. Это объясняет хладнокровную реакцию Вашингтона на поток северокорейских угроз. В то же время США без промедления приняли серию мероприятий по укреплению противоракетной обороны на Тихом океане и дали заверения союзникам в регионе – Японии и Южной Корее – о неизменности обязательств по их защите. Вслед за решением об увеличении числа противоракет на базах на Аляске и в Калифорнии Вашингтон создал базу ПРО на Гуаме, развернул дополнительные установки Patriot PAC-3 в Японии и довел до шести число эсминцев системы Aegis в морской зоне вдоль Корейского полуострова.
Более того, США и Южная Корея не только не отказались от проведения традиционных для этого времени года ежегодных совместных учений Fawl Eagle («Молодой орел»), но и усилили их. При этом главным нововведением стали полеты в зону учений стратегических бомбардировщиков. В один день полет совершил В-52, а в другой – два В-2, прилетевшие прямо с базы на территории США. Именно эта демонстрация американской военной мощи дала повод для наиболее громких угроз со стороны Пхеньяна.
Кризис на Корейском полуострове еще не завершился, но в последние дни отмечено некоторое снижение уровня напряженности и можно подвести некоторые промежуточные итоги. В последние недели США смогли значительно расширить свою систему ПРО на западном направлении, теперь она включает четыре рубежа. В регион также переброшены дополнительные надводные корабли и атомная подводная лодка. Получается, что действия Пхеньяна дали повод для значительного усиления американского военного присутствия в западной части Тихого океана. При этом нет необходимости прибегать к звучащему во многом искусственно тезису о необходимости «возвращения США в Азию»: группировка наращивается для противодействия северокорейской ракетно-ядерной программе.
По сообщениям американских СМИ, Пентагон обновил «Оперативный план 5027». Он предусматривает нанесение «быстрого и решительного удара» по КНДР, в случае если она решится атаковать Южную Корею.
Еще одной, но тревожной тенденцией стало стремление соседних с КНДР стран – Южной Кореи и Японии – усилить свои военные приготовления. Показательно, что Сеул вновь поставил перед Вашингтоном вопрос о возможности переработки в самой Южной Корее отработанного топлива ее АЭС. Если исследовательский реактор в северокорейском Йонбене способен дать плутония на одну бомбу в год, то сколько его можно получить с имеющихся в Южной Корее 22 АЭС?
На уровне общественности в Южной Корее уже звучат призывы создать свое атомное оружие, что запрещено по соглашению с США. Так, побывавший на днях в Вашингтоне депутат южнокорейского парламента, ведущий акционер корпорации «Хендай» Чон Мон Чжун (M.J.Chung) выдвинул на этот счет целую программу. Выступая на конференции по проблемам региона в Вашингтоне, он предложил начать разработку южнокорейского ядерного оружия и вернуть в Южную Корею тактическое ядерное оружие США (выведенное в 1991 году), а также отсрочить назначенную на 2015 год передачу южнокорейской армии главных функций по оперативному управлению южнокорейскими и американскими войсками в Южной Корее.
В Японии правительство Синдзо Абе и возглавляемая им Либерально-демократическая партия всерьез занялись подготовкой общественного мнения страны к пересмотру мирных статей Конституции.
Начавшиеся дипломатические консультации между странами – участницами шестисторонних переговоров по Корее должны не только найти возможность для их возобновления, но и предусмотреть проведение в их рамках не только обсуждений путей прекращения северокорейской ядерной программы в обмен на реальные гарантии безопасности КНДР, но и всерьез заняться проработкой вопроса о создании системы региональной безопасности в Северо-Восточной Азии.