Центральной частью визита Си Цзиньпина стали его переговоры в Кремле с Владимиром Путиным. Фото Reuters
Визит в Россию китайского лидера Си Цзиньпина (22–24 марта) был заранее анонсирован обеими сторонами как особо важный, выходящий за рамки обычных контактов между руководством обеих стран. Ведь речь идет о первой зарубежной поездке нового председателя КНР, лидера Китая на предстоящее десятилетие. Если верить прогнозу ОЭСР, то именно при Си Цзиньпине Китай станет первой экономикой мира (2016). Итоги визита Си Цзиньпина показали, что смена руководящей команды в Пекине не ослабит стратегическое партнерство России и Китая обеих стран, оно уже прочно закрепилось. Более того, обе стороны подчеркивают, что считают отношения между ними особыми, приоритетными и будут и далее их укреплять.Знаковым моментом визита стало посещение Си Цзиньпином Центра оперативного управления Вооруженными силами России. Это первый иностранный руководитель, побывавший в главном центре российской военной структуры. Китайский лидер провел переговоры не только с президентом РФ Владимиром Путиным, но и отдельно с главой правительства Дмитрием Медведевым, имел встречи с другими российскими руководителями. Важно отметить и то, что Си Цзиньпин, до этого малоизвестный в нашей стране, уделил время контактам с российской общественностью – он выступил в Московском государственном институте международных отношений и встретился с российскими специалистами по Китаю. Последняя встреча совершенно необычна для госвизитов, но она устроена с пониманием того, что ученые-китаеведы играют немаловажную роль в деле формирования имиджа Китая в российском общественном мнении.
Геополитическое сближение
Высказывания Си Цзиньпина и Владимира Путина в ходе переговоров и по их итогам свидетельствуют о твердом намерении сторон углублять существующее между ними стратегическое партнерство, причем наблюдающиеся в последнее время изменения в международной обстановке рассматриваются как фактор, побуждающий обе страны к более тесному сотрудничеству.
Партнерство России и Китая базируется на общих интересах и совпадающих позициях, на взаимном доверии, уважении и дружбе. Если взять все эти определения, прозвучавшие в эти дни в Москве, то российско-китайские отношения выглядят как весьма тесные, близкие к тому, что было на заре советско-китайских отношений, правда, без ссылок на марксистко-ленинскую идеологию. Ее заменило понимание близости национальных интересов.
В совместных заявлениях выделяются заверения, что Россия и Китай будут «решительно поддерживать друг друга в деле защиты национального суверенитета, безопасности и интересов развития». Стороны обсудили весь спектр международных проблем и согласовали вопросы сотрудничества между ними в рамках ООН, Совета Безопасности, в «двадцатке» и БРИКС.
Фраза о защите национального суверенитета толкуется международными экспертами как направленная против попыток Запада влиять на внутриполитическую обстановку в России и Китае. Но не только. В Москве и Пекине с недоверием отнеслись к роли стран Запада в цветных революциях на постсоветском пространстве и в арабской весне, обе страны решительно отвергают ставку западных стран и монархий зоны Персидского залива на силовое решение проблем Сирии. Стороны осудили также нарушающее стратегический баланс создание Соединенными Штатами системы ПРО в Европе и на Тихом океане.
Все эти оценки, по мнению обозревателей, представляют собой реакцию на давление, которое Запад оказывает на Россию и Китай. Неприятие Москвой планов создания Вашингтоном ЕвроПРО как покушения на стратегический баланс общеизвестно. Что касается Пекина, то там видят угрозу безопасности Китая в намерении США «вернуться в Азию», сопровождающемся наращиванием американских вооруженных сил на Тихом океане. Угроза выглядит еще более серьезной на фоне поддержки Вашингтоном Токио в японо-китайском территориальном споре. Показательно, что в дискуссионных статьях в Китае по вопросам стратегической ситуации в Восточной Азии и в Азиатско-Тихоокеанском регионе прозвучала такая оценка: в то время как с Востока, со стороны океана, Китай сталкивается с угрозами своей безопасности, он может рассматривать протяженную границу с Россией в качестве «надежного тыла».
Впрочем, стороны не стремятся к формированию военного союза. Между обеими странами существуют контакты и сотрудничество в военной области, но оно имеет характер нормальных контактов между военными ведомствами дружественных стран. Шанхайская организация сотрудничества, в которой участвуют обе страны, не является военной организацией, она не имеет в своем составе структуры военного управления. Совместные учения, которые проводятся в рамках ШОС, имеют антитеррористический характер.
В этой связи правомерно отметить, что сотрудничество Москвы и Пекина как в сфере безопасности, так и вообще по международным проблемам состоит в скоординированном задействовании их влияния и авторитета, того, что сейчас принято называть мягкой силой.
Поворот нефтяной реки на Восток
В ходе визита председателя КНР заключены важные соглашения в торгово-экономической сфере. Важнейшее из них – контракт об увеличении поставок российской нефти в Китай. Они должны возрасти к 2018 году с 15 до 50 млн. тонн в год. В результате КНР станет главным иностранным потребителем российской нефти. Под этот контракт «Роснефть» получит от китайской стороны кредит на 30 млрд. долл. Кроме того, достигнута принципиальная договоренность о строительстве газопровода из Восточной Сибири в Китай. Крупномасштабные сделки еще полностью не завершены. В частности, пока нет решения о цене на газ, являвшейся предметом трудных переговоров. В то же время именно эти контракты дают основания рассчитывать, что в ближайшее время товарооборот между двумя странами достигнет 100 млрд. долл., а затем в недалеком будущем и 150 млрд. долл. в год.
Эти договоренности отражают уже прочно сложившуюся структуру российского экспорта в Китай – он почти исключительно состоит из сырьевых товаров, прежде всего энергоносителей. Однако это характерно не только для торговли России с Китаем, но и со всем остальным миром. Это главным образом проблема структуры российской экономики. Усилия в пользу расширения доли экспорта Россией промышленной продукции видимых сдвигов не принесли. Исключение составляли лишь два вида поставок. Это участие России в строительстве АЭС «Тяньвань» в Восточном Китае, а также продажа Россией Китаю военной техники. Ныне после спада в торговле оружием вновь подписан важный контракт. Он предусматривает поставки в Китай новейшего многофункционального самолета Су-35. Сумма сделки будет весьма значительной. Подписан еще ряд соглашений, направленных на развитие сотрудничества и деловых связей: о туризме, космосе, авиастроении, атомной энергетике. В комплексе они могут помочь России ослабить «монокультурность» своих экономических связей с Китаем.