0
7959
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.04.2013 00:01:00

Курды усиливают влияние на Ближнем Востоке

Анна Глазова

Об авторе: Анна Глазова Анна Владимировна Глазова – руководитель сектора Ближнего Востока, ведущий научный сотрудник Российского института стратегических исследований.

Тэги: курды, сирия


курды, сирия Абдулла Оджалан остается кумиром курдского населения. Фото Reuters

В условиях военного противостояния между сирийскими властями и оппозицией курдам удалось установить контроль в ряде районов на северо-востоке Сирии, включая крупные населенные пункты. Это стало возможным благодаря тому, что курды в равной степени дистанцировались как от поддержки режима Башара Асада, так и оппозиции. В свою очередь, сирийские военные не препятствуют установлению курдского контроля в указанных районах и покидают их без вооруженного сопротивления. Это позволяет правящему режиму не распылять свои вооруженные силы, а сосредоточить их на борьбе против вооруженной оппозиции.
Кроме того, курдским лидерам удалось преодолеть имеющиеся между ними противоречия и выработать единую программу действий, что предотвратило раскол внутри движения и переход его части на сторону оппозиции. Политические партии и движения сирийских курдов объединились в Высший курдский совет, который представляет курдов на национальном и международном уровнях. Основные требования, выдвигаемые советом, –  получение равных с арабами политических, социальных и культурных прав, прекращение дискриминации по национальному признаку, а также возможность образования курдской автономии с широкими полномочиями по типу автономии Иракского Курдистана. Правда, пока не ясно, каким образом могут быть определены границы автономии, учитывая неравномерное расселение курдов по территории страны, в том числе в северо-восточной части. Тем не менее в настоящее время курды активно создают управленческие структуры на подконтрольных им территориях,  которые со временем могут превратиться в правительственные органы автономного региона.
В приграничных районах, взятых под контроль курдов, отряды самообороны берут под охрану турецко-сирийскую границу и перекрывают проникновение вооруженных наемников и каналы поставок оружия для сирийской оппозиции из Турции. Эти действия провоцируют вооруженные столкновения между курдскими ополченцами и силами Свободной сирийской армии, поддерживаемых Турцией. В перспективе это противоборство будет только усиливаться, так как претендующая на власть оппозиция вряд ли смирится с потерей контроля над частью сирийской территории и будет всячески этому препятствовать.
Установление курдского самоуправления в приграничных районах, а тем более создание курдской автономии станет серьезным вызовом безопасности для Турции, которая в этом случае получит на своей южной границе курдский автономный ареал, граничащий с районом компактного проживания турецких курдов. Кроме того, уже сейчас Турция столкнулась с активизацией деятельности боевиков Рабочей партии Курдистана, действующих с сирийской территории.
Эти обстоятельства, помимо прочих, заставили турецкие власти активизировать переговоры с лидером Рабочей партии Курдистана Абдуллой Оджаланом, отбывающим пожизненное заключение на острове Имралы. В результате 21 марта – в главный курдский праздник Навруз – Оджалан письменно обратился к членам РПК с призывом к прекращению боевых действий. В соответствии с разработанной им «дорожной картой», 15 августа, в день основания партии, предполагается начать вывод боевиков с территории Турции.
Прекращение террористической деятельности РПК на территории Турции может стать важным политическим событием не только для Турции, но и оказать влияние на весь регион.
Успеху переговоров с Оджаланом могут способствовать политические и экономические изменения  в Турции последних лет. Турецкие курды получают все больше политических, социальных и культурных прав, их благосостояние растет на фоне экономического роста страны. Политическая и экономическая ситуация предоставляют все больше возможностей для ведения мирного диалога, а вооруженная борьба РПК препятствует расширению влияния курдских политических партий.
Кроме того, в достижении договоренностей с РПК заинтересован лично премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган, который намерен баллотироваться на пост президента Турции в 2014 году. Если переговоры достигнут результата, его рейтинг накануне президентских выборов существенно вырастет, а в своей предвыборной программе он сможет заявить о прекращении 30-летней вооруженной борьбы Турецкой Республики с боевиками РПК, которая, по его словам, стоила Турции 400 млрд. долл.
Однако Эрдоган сильно рискует, так как среди оппозиции и внутри РПК есть много противников достижения перемирия. Любая уступка по отношению к РПК будет вызывать критику со стороны оппозиционных партий. В случае вооруженных провокаций правительство не сможет оставить их без ответа и будет вынуждено начать очередную военную операцию против РПК, что приведет к срыву переговоров и к ослаблению позиции правящей партии и лично Эрдогана.
Одновременно с активизацией курдского движения в Сирии и Турции усиливаются противоречия между руководством Ирака и Иракского Курдистана. Это связано с попытками центральных властей Багдада усилить военное присутствие на «спорных территориях», в том числе расположенных на границе с Сирией. Иракское правительство оправдывает свои действия необходимостью защитить иракско-сирийскую границу от проникновения исламских боевиков, в то время как курдское руководство рассматривает эти шаги как желание премьер-министра Нури аль-Малики взять под контроль данные районы и облегчить прохождение иранской помощи сирийским правительственным войскам.
Следствием политических процессов, происходящих на территориях проживания курдских меньшинств, стало усиление влияния президента Иракского Курдистана Масуда Барзани. Именно при его посредничестве турецкие власти ведут переговоры с Оджаланом, а сирийские курды консолидировали свои силы и объединились в Высший курдский совет. В захваченных курдами районах Сирии вывешиваются его портреты и флаги Иракского Курдистана. При этом сам Барзани все чаще заявляет о возможности отделения курдской автономии от Ирака. Если в перспективе курдам удастся добиться создания на территории Сирии автономного Западного Курдистана, со временем оба курдских анклава смогут заявить о слиянии в единое государство.  

статьи по теме


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1248
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
793
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
556
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
793

Другие новости