Основателю ENI неоднократно приходилось объяснять преимущества сотрудничества с Советским Союзом.
Фото с сайта www.eni.com
Полвека назад, 27 октября 1962 года, основатель и президент итальянской государственной нефтегазовой компании ENI Энрико Маттеи возвращался cамолетом из Сицилии в Милан. На подлете к аэропорту «Линате» началась сильная гроза, самолет потерял высоту и рухнул близ деревни Бескапе. Погибли все пассажиры – сам Маттеи, пилот Ирнерио Бертуцци и британский журналист Уильям МакХейл. По словам свидетелей катастрофы, главным из которых был крестьянин Марио Ронки (правда, позднее он отказался от своих показаний), самолет взорвался в воздухе.
По случаю 50-й годовщины гибели своего предшественника нынешний президент ENI Джузеппе Рекки заявил: «Маттеи был одним из первых, кто понял, что границы можно преодолевать, а различие в культурах надо уважать. Ему было ясно, что никакая международная стратегия невозможна без тщательного знания стран, с которыми ведутся операции». В память о Маттеи в Италии проходит декада мероприятий с конференциями, симпозиумами, демонстрациями фильмов, среди которых «Дело Маттеи» известного режиссера Франческо Рози.
Расследование, проведенное итальянскими ВВС и прокуратурой по подозрению в теракте, закончилось закрытием дела из-за отсутствия состава преступления. Но в 1997 году были обнаружены дополнительные вещественные доказательства, которые могли быть исследованы с помощью более современных технологий, и было предпринято новое расследование. На этот раз следствие пришло к выводу, что самолет «был умышленно сбит», однако не смогло назвать ни заказчиков, ни исполнителей преступления. Анализы свидетельствовали о наличии на телах пассажиров следов взрыва. Доказано, что в самолете была заложена бомба мощностью 150 граммов в тротиловом эквиваленте. Она была спрятана за приборной панелью и, видимо, сработала при выпуске шасси. В феврале 2003 года Винченцо Калиа, прокурор города Павия, в юрисдикцию которого входит Бескапе, сдал дело в архив. С тех пор не было предпринято ни одной попытки пролить свет на обстоятельства трагической гибели Маттеи.
Значит, все-таки теракт. Но кем совершенный? Чтобы найти ответ на этот вопрос, напомним, что Маттеи считался пионером экономических и отчасти политических отношений Италии и всей Европы с Советским Союзом. В поисках сравнительно дешевых источников нефти и газа он открыл двери Европы советскому ТЭКу. Чем содействовал подрыву доминирующего положения в мире англо-американских нефтяных компаний и навлек на себя неприязнь «Семи сестер». Ведь активность Маттеи шла вразрез не только с экономическими постулатами того времени, но и с догматами холодной войны, которые предполагали изоляцию СССР.
Долгое время считалось, что контакты Маттеи с Советским Союзом как экономическим партнером осуществлялись без согласия христианско-демократического правительства тех дней, особенно премьера Аминторе Фанфани. Но последние исследования показали, что это далеко не так. Историк Илария Тремолада в книге о «нефтяном пирате» (как она называет Маттеи) пишет: «Италия стремилась сделать из Советского Союза бассейн для своего импорта, и посольство в Москве было сердцевиной этого проекта».
«Бомба», потрясшая Белый дом, Даунинг-стрит и совет директоров «Семи сестер», «взорвалась» в октябре 1960 года, когда Маттеи приехал в Москву вслед за президентом Итальянской Республики Джованни Гронки. Во время пребывания президента ENI в советской столице председатель «Союзнефтеэкспорта» Евгений Гуров предложил итальянскому концерну принять участие в прокладке нефтепровода Кавказ-Северное море. Советское правительство заявило о готовности поставлять в течение четырех лет 12 млн. тонн нефти (для сравнения: нефтяные поля ENI в Египте давали 1 млн. тонн ежегодно, а добыча в Иране составляла 2 млн. тонн в год). Взамен СССР хотел получить 50 тыс. тонн синтетической резины, 240 тыс. тонн стальных труб большого диаметра, насосы для перекачки нефти и компрессоры для нефтепроводов. Соответствующее соглашение было подписано 11 октября 1960 года самим Маттеи и министром внешней торговли СССР Николаем Патоличевым. Разумеется, с благословения Никиты Хрущева.
Для Италии сделка оказалась чрезвычайно выгодной. Она смогла приобретать в СССР нефть по цене 1 долл. за баррель, тогда как из Кувейта импортировала за 1,59 долл. за баррель плюс 0,59 долл. в качестве транспортных расходов.
Но и СССР извлек немалую пользу. Благодаря торговому сотрудничеству с Италией он приобрел качественное оборудование, позволившее ему выполнить весьма амбициозный семилетний план развития народного хозяйства.
А Энрико Маттеи, пытаясь дать Советскому Союзу толчок на пути модернизации, поплатился жизнью в до сих пор окутанной тайной авиакатастрофе...