Жители Бриндизи пришли на похороны 16-летней Мелиссы Басси, ставшей жертвой теракта.
Фото Reuters
Рим. Италия в шоке. 19 мая, как раз накануне второго тура административных выборов, три взрыва прогремели перед входом в женский техникум «Морвилло-Фальконе» в городе Бриндизи на юге Италии. Погибла 16-летняя девушка, еще семеро ранены. У стражей порядка еще нет надежного следа, гипотезы идут от организованной преступности до политического экстремизма, но не исключается и поступок сумасшедшего типа Брейвика. Техникум носит имя судьи Джованни Фальконе, известного борца с мафией, убитого той же мафией 20 лет назад во время визита на Сицилию.
Трагедия в Бриндизи драматически напомнила населению о том, в какой ненормальной обстановке живет Италия: никогда раньше не бывало, чтобы террористы атаковали школу и убивали подростков. Единственное, что при этом вспоминается, – это трагедия в Беслане. Пока полиция якобы задержала мужчину, незадолго до взрывов заснятого контрольной видеокамерой в подозрительной позе.
Италия переживает не только финансово-экономический кризис, но и период внутриполитической растерянности. 6–7 мая состоялся первый тур выборов по переизбранию мэров ряда городов и обновлению состава местных органов самоуправления. Казалось бы, сравнительно второстепенное голосование: была вовлечена только часть населения и на кону не стояло дальнейшее существование правительства Марио Монти. В минувшие воскресенье и понедельник проходил второй тур, но об этом – ниже.
В стране множатся признаки напряженности: кризис больно кусается, как показывают многочисленные банкротства предприятий и прокатившаяся по стране волна самоубийств людей, раздавленных налогами и долгами (примерно 30 эпизодов). Заметен рост насилия, как показывает необычный по своему характеру теракт в Бриндизи.
Обнаружилось также возвращение «революционного» терроризма типа «красных бригад». Этот вид терроризма свирепствовал в 1960–1980-е годы и достиг кульминационной точки с похищением и убийством бывшего лидера ныне распущенной Христианско-демократической партии Альдо Моро в 1978 году. А теперь тени того времени как бы снова надвигаются на страну.
11 мая двое террористов, принадлежащих к некой Международной анархистской организации, ранили в ногу ученого и бизнесмена в области ядерных материалов Роберто Адинольфи, работающего на крупном металлургическом заводе «Ансальдо-Финмекканика» в Генуе. Выстрел в ногу, который, как правило, не убивает, но калечит человека, был излюбленным методом борьбы «красных бригад». После преступления «анархисты» отправили в редакции газет послание, в котором берут на себя ответственность за ранение Адинольфи и заявляют: «Никакой полицейский, никакое посольство, никакой начальник полиции не должен чувствовать себя в безопасности: везде будут товарищи, преисполненные решимости отвечать действием, саботажем, огнем».
Министр внутренних дел Аннамария Канчеллиери предупредила, что потенциальными мишенями террористов могут стать около 14 тыс. объектов, которые нелегко охранять. Между тем в двух городах те же «анархисты» подложили бомбы к местным офисам Агентства по сбору налогов. К счастью, никто не пострадал, но в оставленных на месте листовках «анархисты» грозятся совершать дальнейшие теракты такого рода.
Другое последствие кризиса – это падение доверия людей к политикам. На первом туре административных выборов большинство традиционных партий потерпело сокрушительное поражение: партия «Народ свободы», которую до недавнего времени возглавлял Сильвио Берлускони и которая раньше собирала до 29% голосов, сократилась почти наполовину и в некоторых областях набрала не больше 5% голосов.
Главная же оппозиционная сила, Демократическая партия под руководством Пьера Луиджи Берсани, ранее получавшая 31% голосов, спустилась в район 20%.
Проявления вождизма в политической жизни (культ личности таких лидеров, как Берлускони и глава Лиги Севера Умберто Босси), повальная коррупция, в которой погрязли многие политики, нежелание народных избранников существенно сократить свои материальные привилегии вызвали у широких масс настоящее отвращение к политике.
Принято говорить, что в народе распространилась «антиполитика» – чувство враждебности и нетерпимости ко всему политическому. А некоторые лидеры поддаются соблазнам популизма, который заключается именно в том, чтобы подлаживаться к сиюминутным капризам избирателей с тем, чтобы снискать их поддержку.
Итак, настоящим победителем на первом туре выборов оказалась партия со странным названием – «Пятизвездное движение», которой руководит бывший актер-комик Беппе Грилло. Его выступления всегда проходят по одному и тому же сценарию. Присутствуют несколько тысяч человек, воздвигается трибуна, и Грилло, взобравшись на нее, обращается к народу с речью, лейтмотив которой заключается в следующем: «Партии несостоятельны, не пекутся о нуждах людей, все показуха, нет никаких правых и левых, все одинаковы, лидеры все воры и мошенники, они думают только о своем кошельке, президент республики спит, премьер-министр (поначалу – Берлускони) занят только своими миллиардами и своими куртизанами» и т.д. и т.п.
Первое время Грилло оставался маргиналом, получая ноль с чем-то процентов, от силы кое-где – 1,2 или 1,3% голосов. На этот раз всеобщий сюрприз. В первом туре «Пятизвездное движение» собрало по всей стране что-то близко к 10%. В некоторых городах его кандидаты даже набрали до 30% голосов. Во втором туре при явке в 51,5% «Пятизвездное движение» получило в г. Парме, на севере страны, 60% голосов. А Леолука Орландо, кандидат в мэры от другой популистской партии – «Италия ценностей», получил аж до 76%. Плохо для всех других партий.
Это еще раз подтверждает силу популизма. Однако у Беппе Грилло плохо дело обстоит с программой. Если бы он даже победил на политических выборах и стал премьером, то что можно было бы от него ожидать? На это он четкого ответа не дает. Итак, Италия в гуще кризиса еще должна совладать с терроризмом и популизмом. И это может оказаться ей не под силу.
Рим