Умберто Босси связывают с Сильвио Берлускони дружеские отношения.
Фото Reuters
Италия подтвердила славу страны, в политике которой происходят странные вещи, не имеющие равных в большинстве других европейских стран. К примеру, недавно римская прокуратура раскрыла крупную финансовую аферу. Несуществующая партия, именуемая «Маргаритой», давно слившаяся с другой – «левыми демократами» – и образовавшая вместе с ними новую Демократическую партию, продолжала получать из бюджета средства на возмещение предвыборных расходов. Казначей несуществующей партии, сенатор Луиджи Лузи, тратил эти деньги (речь идет о 20–30 млн. евро) на свои нужды – приобретение квартир, путешествия, отдых. Бывший политсекретарь исчезнувшей партии, бывший мэр Рима Франческо Рутелли попал как кур в ощип. Он, мол, огорчен, но ничего не знал, все произошло без его ведома и согласия... Вся страна смеется: настоящая commedia dell’arte.
Но есть и похлеще. Сразу три прокуратуры расследуют финансы одной из важнейших партий Италии – «Лиги Севера». Еще совсем недавно она входила в правительство вместе с «Народом свободы» Сильвио Берлускони. Обнаружилось, что лидер партии Умберто Босси и его приближенные (так называемый «волшебный круг») расхитили миллионы евро из партийной кассы и использовали их в личных целях. Причем не только для приобретения квартир, дорогих автомашин для сыновей Босси и даже фальшивых дипломов иностранных «университетов», но и алмазов и золотых слитков. Вся эта денежная карусель вращалась вокруг казначея партии Франческо Бельсито и административного секретаря Рози Мауро. Бельсито обвиняется также в том, что он поддерживал связи с калабрийской мафией «Ндрангета». В результате Босси подал в отставку (но остался председателем партии), точно так же как и все остальные персонажи, в отношении которых (но еще не Босси) возбуждены уголовные дела.
Здесь тоже, конечно, присутствует комичное: Босси добился назначения одного из своих сыновей членом законодательной ассамблеи области Ломбардия с центром в Милане. Ренцо Босси получал месячный оклад в 12 тыс. евро. Но он трижды не мог сдать экзамен на аттестат зрелости и, наконец, выдержал его благодаря вмешательству авторитетного папы. Когда-то журналистам, интересовавшимся, не является ли Ренцо его «дофином» (по-итальянски это слово совпадает с понятием «дельфин»), сам Босси ответил: «Какой там дельфин, в лучшем случае он – форель!» Потом Босси опомнился и действительно начал выдвигать сына в свои «дофины», но прозвище Форель так и закрепилось за молодым человеком. Теперь и он отказался от должности областного депутата.
Возникает вопрос: что во всем этом примечательного? Коррупция как коррупция, она есть везде, и Италия, видимо, не исключение. И да и нет. Дело в том, что итальянская «Лига Севера» – уникальное явление в европейском ракурсе. Она возникла лет двадцать тому назад как реакция на масштабную антикоррупционную кампанию, начатую в 1990-е годы миланской прокуратурой и ставшую широко известной как «Операция чистые руки». Эта кампания смыла со сцены всю политическую систему, сложившуюся в Италии после Второй мировой войны. «Лига Севера» стала знаменосцем антикоррумпированности в политике. Придаток «Севера» к слову «Лига» указывал на старую итальянскую полемику о том, что трудолюбивые северяне эксплуатируются ленивыми южанами, и в частности бюрократами в Риме, якобы пожирающими богатство, производимое на Севере. В то время «Лига Севера» вела кампанию против «Рима-грабителя» и за отделение Падании (в понимании «Лиги» – прибережные районы реки По) от остальной Италии. В то же время «Лига» позиционировала себя как представителя низов – простых и малообразованных людей.
Умберто Босси, став сенатором, начал употреблять нецензурную лексику. Впервые итальянцы с недоумением услышали в парламенте слово из трех букв (по-итальянски – пять) и глаголы, которые воспитанный человек не употребляет на публике. Кроме того, «Лига» впервые в Италии «легализовала» ксенофобию. Проводилась кампания ненависти против иммигрантов из Восточной Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Что удивительно: такой стиль и такая программа получали на выборах поддержку примерно 10% избирателей. Это позволило «Лиге» править страной вместе с Берлускони в течение как минимум 15 лет. За это время при человеке из «Лиги», главе МВД Роберто Марони, были приняты дискриминационные законы против иммигрантов, в том числе и закон о возврате беженцев, приплывающих на утлых лодках и баржах к берегам Сицилии и острова Лампедузы.
«Лига» возглавляла кампанию против строительства мечетей для мусульман. Один из партийных лидеров, Роберто Кальдероли, ездил по местам, где муниципальная администрация отвела земельные участки под мечети, и прогуливал по этим участкам свиней на поводке, как собак, с целью осквернить площадку: мусульмане считают свинью нечистым животным.
Хотя у «Лиги Севера» исторически нет связей с фашизмом, в партии стал развиваться нездоровый фашистский дух. В частности, культ вождя. Партия уже больше 10 лет не проводит съездов, не избирает руководящих органов, да и эти органы существуют только на бумаге. Сторонники «Лиги» говорят, что вся эта «болтовня» никому не нужна. Обо всем думает Босси, он все знает и все решает, он непогрешим. Когда по телевидению интервьюируют «лигистов», они непременно заявляют: «Для меня «Лига» – это Босси», «У меня неограниченное доверие к Босси», «Босси указывает путь», «Если так говорит Босси, значит – правильно» и т.д.
Босси теперь болен. После инсульта он плохо держится на ногах, говорит невнятно, но не собирается отдать бразды правления. В правительстве Берлускони он был министром «по делам реформ». Никто не понимал, каковы его задачи, и он вообще ничего не делал. Зато оставался «вождем».
Конечно, партии и движения такого профиля есть и в других европейских странах. Но нигде их члены не состоят в правительстве и не определяют политику своих стран. Вот это и составляет ту особенность, которая по сравнению с другими европейскими странами невыгодно отличает Италию.