0
5246
Газета Дипкурьер Интернет-версия

05.09.2011 00:00:00

Арабская весна и доктрина Обамы

Тэги: ливия, обама, доктрина


ливия, обама, доктрина Воздушные удары наносились по широкому кругу целей. Были жертвы и среди гражданского населения.
Фото Reuters

Конференция «друзей Ливии», прошедшая 1 сентября в Париже, переключила общее внимание с темы военных действий в этой стране на вопросы становления нового режима. Однако война продолжается, и операция НАТО продлена до 27 сентября. Это более чем убедительное подтверждение оценки о решающей роли внешних сил в смене режима в этой стране.

Операция внутри операции

Международная операция, начавшаяся 19 марта с.г., имела своей официально объявленной целью установление бесполетной зоны над Ливией в качестве меры по обеспечению безопасности мирного населения. Но ее участники не оглядывались на формулировки резолюции 1973, принятой Советом Безопасности ООН. Им было важно, что СБ санкционировал применение силы. Сама резолюция была принята в ответ на просьбу Лиги арабских государств (ЛАГ), а на деле – группы стран в ее составе. Просьба была продиктована опасениями, что войска лидера Джамахирии Муаммара Каддафи в кратчайшие сроки разделаются с выступлением оппозиции в г. Бенгази. При голосовании в СБ воздержались пять стран. В их числе были постоянные члены СБ Россия и КНР, «пропустившие» таким образом резолюцию.

В действительности подготовку к проведению военной операции в Ливии НАТО вела уже с февраля. Несмотря на это, с принятием СБ ООН резолюции 1973 операцию начали в крайней спешке – судьба повстанцев в Бенгази висела на волоске.

Официально инициаторами проведения операции стали президент Франции Николя Саркози, собравший для этого специальное международное совещание в Париже, и премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон. Американский президент Барак Обама, наоборот, не выпячивал роль США. Он объявил, что передаст Североатлантическому альянсу руководящую роль в проведении операции. И все же на начальном этапе у операции был американский «тактический командующий» – глава Южного командования НАТО адмирал Сэмьюэл Локлир.

Лишь через неделю штаб-квартира НАТО взяла на себя руководство операцией, назначив командующим канадского генерала Шарля Бушара. Число стран – участниц акции выросло с первоначальных 7 стран до 17. Помимо государств – членов НАТО в их числе были две арабские страны – Катар и ОАЭ. При этом США объявили, что будут играть вспомогательную роль.

Война с самого начала вышла за рамки задачи обеспечения бесполетной зоны и дальше пошла по пути эскалации. Сначала состоялись налеты на средства ПВО и аэродромы Ливии, затем последовали систематические бомбежки боевой техники, транспорта и расположения частей ливийской армии. Когда и этого оказалось недостаточно, были задействованы боевые вертолеты.

Это была «операция в операции»: силы Франции и Великобритании действовали, выходя за рамки, обозначенные штаб-квартирой НАТО и ее генсеком Андерсом Фогом Расмуссеном. В боях на стороне повстанцев участвовали спецназ Великобритании и арабские наемники, возможно, также спецназовцы. Вряд ли Расмуссен не знал об этом. Дезориентирующими были заверения официальных лиц США, Великобритании и НАТО, что перед войсками не поставлена задача ликвидации самого Каддафи.

Критерии Обамы

Вашингтон впервые отказался от ведущей роли в международной военной операции. Позднее выяснилось, что таким образом Барак Обама смог избежать обращения за согласием в Конгресс. Газета New York Times назвала это одним из элементов «доктрины Обамы». Кроме этого занижения роли США она предусматривает необходимость обеспечения международной поддержки планируемой акции, желательно получения мандата СБ ООН и участие наряду с НАТО стран региона. Привлечение к операции арабских режимов позволило избежать негативной реакции со стороны населения стран региона и всего исламского мира.


Авианосец Charles de Gaulle у берегов Ливии.
Фото Reuters

Демократия или нефть – что важнее?

Хотя в Ливии все еще идут бои, падение режима Каддафи уже факт. Переходный национальный совет (ПНС) как действующий орган власти в Ливии признан более чем 70 странами, и скорее всего этот процесс ускорится. Участники конференции «друзей Ливии» объявили о размораживании в интересах нового режима 15 млрд. долл., или примерно 30% авуаров ливийского правительства в зарубежных банках. Это реальная помощь в становлении нового режима, но каким он станет, пока неясно, ведь противники Каддафи весьма различны по своим устремлениям.

Параллельно с дискуссиями о помощи новому режиму идут обсуждения с ним судьбы контрактов, заключенных страной ранее. Представители ПНС пообещали сохранить действие старых контрактов, но делегация, выезжавшая в Пекин, не нашла по этой теме общего языка с китайскими властями. Со своей стороны, КНР не спешит размораживать хранящиеся в ее банках ливийские деньги. Делегация ПНС приглашена в Москву – для обсуждения этой же темы.

Зато обнаружилось, что Франции обещана одна треть всех нефтяных концессий. Такое обещание было дано еще в марте, когда Париж первым признал ПНС. Эта новость вызвала трения среди стран НАТО. Очевидно, что подобные обещания будут выполняться за счет отказа от других партнеров.

На этом фоне лозунг демократизации еще одной арабской страны как бы оттесняется на второй план. Более того, участие в международной операции консервативных режимов Персидского залива дает повод для сомнений в том, что это главная цель международного вмешательства. Ведь на фоне революционных перемен в арабских странах Северной Африки мы видели, как были подавлены выступления шиитов в Бахрейне. Саудовская Аравия и ОАЭ ввели с этой целью свои войска в эту страну, причем без каких-либо протестов со стороны СБ ООН.

И еще один факт, ставящий под вопрос мотивы Североатлантического альянса. В архивах ливийской разведки в Триполи обнаружены документы американского ЦРУ и британской MI6 о тесном сотрудничестве с этим ведомством Каддафи. В их числе письма руководителей ЦРУ директору разведки Ливии, подписанные личными именами, а также документы о передаче Ливии захваченных ливийских оппозиционеров. Один из них ныне командует войсками повстанцев в районе Триполи. По его словам, в ливийской тюрьме его пытали.

Таким образом, отношение внешнего мира к арабской весне весьма избирательно, а оказываемое на нее воздействие преследует цели, не обязательно совпадающие с лозунгом демократизации региона. Очевидны геополитические последствия такого подхода. В их числе заметное усиление влияния Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ). В условиях, когда Египет и ряд других стран региона заняты своими внутриполитическими делами, эта группировка ныне фактически говорит от имени ЛАГ, определяет ее политическую позицию. ССАГПЗ может в перспективе расширить круг участников – в него приглашена наиболее удаленная от Персидского залива страна – Королевство Марокко, еще один консервативный проамериканский режим.

Сказывается ли возросшая роль монархий на внутриполитических процессах в странах, где в разгаре арабская весна? Да, есть признаки этого. Например, поддержка исламистских партий и движений, передача им средств.

Ливия как прецедент

Американские СМИ уже назвали следующую страну, к которой может быть применена доктрина Обамы. Это Сирия. Главный повод для возможного вмешательства – имевшие место массовые репрессии, подавление войсками выступлений оппозиции.

На этом пути уже есть продвижение: США и ЕС ввели санкции против правительства президента Башара Асада, включая запрет на импорт сирийской нефти. Важное значение с точки зрения возможного внешнего вмешательства имеет тот факт, что действия властей Сирии осудило правительство Турции, обладающей второй по размерам армией среди стран НАТО.

В то же время очевидны и «противопоказания». У сирийского режима тесные связи с Ираном, а также с такими радикальными организациями, как «Хезболлах» и ХАМАС. Они могут в отместку значительно осложнить жизнь Израилю.

Кроме того, допущенное НАТО превышение мандата ООН в Ливии вызвало протесты со стороны России и Китая, пропустивших резолюцию СБ ООН 1973. В следующий раз обе страны, имеющие право вето, очевидно, будут более строго подходить к предлагаемым проектам, исходя из того, что ООН должна в первую очередь добиваться политического выхода из кризисов, а не военного вмешательства. Иначе говоря, полностью добиться реализации всех критериев «доктрины Барака Обамы» не удастся.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2150
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1392
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1034
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1355

Другие новости