Главная задача иракского правительства – восстановление промышленных объектов и инфраструктуры.
Фото Reuters
Временный поверенный в делах Ирака в России Джабер Хасун Али Енуз в интервью «НГ» рассказал о готовящемся визите премьера Нури аль-Малики в Москву и разъяснил, что произойдет с безопасностью в Ираке после ухода американских войск в конце 2011 года.
– Господин Джабер, как вы оцениваете нынешнее состояние российско-иракских отношений?
– Отношения между Ираком и Советским Союзом, а впоследствии Россией – исторические и многосторонние. Важнейшей целью политики нового Ирака является развитие отношений с Москвой. Мы видим, что после 2003 года эти отношения не прерывались. В конце 2003 года состоялся визит в Россию представительной делегации во главе с руководителем Временного управляющего совета Ирака Абдель Азизом аль-Хакимом. В 2004 году министр иностранных дел Ирака Хошияр Зибари также посетил российскую столицу. В декабре 2004 года сюда приезжала крупная иракская делегация во главе с тогдашним премьер-министром Айядом Аллауи. Затем был целый ряд визитов в Москву – главы МИДа Хошияра Зибари, министра нефти Хусейна аш-Шахристани и министра электроэнергетики Карима Вахида. А в декабре прошлого года в РФ приехали сразу четыре министра регионального правительства иракского Курдистана. Мы считаем, что отношения с Россией на отличном уровне. Напомню, что Ирак также посетили ряд российских делегаций. Так, в республике побывали замглавы МИД России и спецпредставитель президента по Ближнему Востоку Александр Салтанов и председатель комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов. А ранее в этом году в Багдад летала экономическо-политическая делегация во главе с зампредом СФ Александром Торшиным.
– Какие практические результаты были достигнуты в ходе этих визитов?
– В результате этих визитов активизировалась работа совместной российско-иракской комиссии по сотрудничеству. Также расширилось участие многочисленных российских компаний в выставках на территории Ирака и в соседних с ним странах. А в прошлом году представительная иракская делегация участвовала в выставке Arab Expo в Москве. На мероприятии присутствовали около 20 человек. Это были главы торгово-промышленных палат в провинциях Ирака. Руководителем делегации была замминистра торговли госпожа Соиба Зангана.
Также результатом обмена визитами можно считать тот факт, что многие российские компании уже участвуют в тендерах на разработку месторождений, объявленных Министерством нефти Ирака. Компании из РФ направляют своих специалистов для работ по восстановлению иракской экономики.
– Когда состоится визит в Москву премьер-министра Ирака Нури аль-Малики?
– Его превосходительству премьер-министру Нури аль-Малики было направлено и устное, и письменное приглашение посетить Россию. Сейчас обе столицы осуществляют контакты для определения конкретных дат и повестки визита. На наш взгляд, визит премьер-министра может поднять российско-иракские отношения на качественно новый уровень.
– Какие предложения привезет в Москву премьер?
– Самая главная актуальная задача иракского правительства – восстановление инфраструктуры страны. Могу назвать некоторые области, где есть потенциал для развития сотрудничества с Россией: электроэнергетика, нефтяная промышленность, сельское хозяйство. Это – важнейшие сферы, где необходимо удовлетворить гуманитарные нужды иракского народа. Проекты в данных областях в свое время реализовывались советскими, а позднее российскими специалистами. Сейчас российские граждане работают над восстановлением электростанций в Ираке.
– Ожидается ли ответный визит премьера России Владимира Путина в Ирак? Вы хотели бы, чтобы такой визит состоялся?
– Пока мы не знаем, состоится ли такой визит. Для иракцев приезд любого представителя России много значит, и мы приветствуем такие поездки. Мы ожидаем, что визиты российских представителей откроют новые области сотрудничества. Конечно, визиты несут и политическое значение: это значит, что РФ поддерживает политические процессы, происходящие в Ираке.
Кстати, сейчас Ирак активно посещают мировые лидеры. Так, недавно приезжал президент Франции Николя Саркози. На наш взгляд, такая «гонка» мировых руководителей в Багдад свидетельствует, что они хотят застолбить для своей страны конкретные области сотрудничества с Ираком. Для этого наступает благоприятный момент. 17 февраля в Багдаде побывал министр иностранных дел ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер. Он посетил город Эрбиль на севере Ирака, чтобы открыть там генконсульство Германии.
– Можно ли говорить о том, что между ведущими странами сейчас резко обострилась конкуренция за Ирак?
– Да. Так и есть.
– Сколько российских специалистов работают сейчас в Ираке?
– Около 200 специалистов из России восстанавливают электростанции.
– Как вы оцениваете итоги программы «Нефть в обмен на продовольствие», которую с трудом удалось завершить в минувшем году?
– Эта программа осуществлялась согласно резолюции № 986 СБ ООН, которая была принята в апреле 1995 года. Сначала Ирак отверг этот документ. А в начале 1997 года согласился, и началась реализация данной программы. Главной целью «Нефти в обмен на продовольствие» было удовлетворение гуманитарных нужд иракского народа, в первую очередь в плане продовольствия и лекарств, и восстановление электрических мощностей, водоснабжения и ирригации, сельского хозяйства, ряда нефтяных проектов. Требовалось также разминирование территории. Хотя эта программа смогла обеспечить основные нужды иракского народа, к сожалению, она реализовывалась наихудшим образом всеми сторонами – и прежним иракским режимом, и компаниями-поставщиками. Страдала и система распределения товаров среди иракцев. ООН уже наказала одного из своих самых высокопоставленных представителей, ответственного за выполнение НОП. Теперь он сидит в тюрьме.
Приведу пример: Ираку тогда запретили вносить в проекты контрактов, заключавшихся с поставщиками, пункт о штрафных санкциях против поставщика, если он направляет товар ненадлежащего качества или не соответствующий обговоренным в контракте характеристикам. Многие поставщики воспользовались этой ситуацией и поставляли товар, не отвечающий требованиям. До сих пор мы работаем над разрешением этой проблемы, у нас сохраняются претензии ко многим поставщикам. Кстати, среди них есть и российские компании.
– На каком уровне ведется работа по данным претензиям?
– Мы работаем с МИД России и с самими компаниями. Правда, некоторые фирмы, поставлявшие некачественный товар, уже ликвидировались. Как мы считаем, они закрылись, чтобы избежать наказания.
Вывод американских войск с иракской территории состоится в конце 2011 года. Фото Reuters |
– Кто теперь будет отвечать по этим претензиям?
– Никто.
– Ваши претензии к российским компаниям, участвовавшим в «Нефти в обмен на продовольствие», находят понимание в МИД России?
– Конечно. МИД России помогает нам искать недобросовестных поставщиков. Если дипломатам это не удается, они сообщают нам, что таких компаний больше не существует.
– Как, на ваш взгляд, изменится ситуация с безопасностью в Ираке после того, как страну покинут американские войска? Не создастся ли там вакуум безопасности?
– В соответствии с соглашением, достигнутым Ираком и Соединенными Штатами, вывод американских войск с иракской территории состоится в конце 2011 года. Военные специалисты и профессионалы в сфере безопасности в Ираке утверждают, что к этому времени наша армия и силы безопасности будут в состоянии полностью контролировать территорию страны и обеспечивать полную безопасность. Некоторые даже говорят, что иракцы смогут обеспечить свою безопасность и до конца 2011 года. Следует также отметить, что в 2008 году после начала реализации плана по обеспечению безопасности ситуация в сфере безопасности коренным образом улучшилась. Подтверждением этого улучшения стал факт возвращения к работе в Багдаде посольств арабских стран и других государств. Количество терактов уменьшилось на 80%. В некоторых провинциях этот показатель упал до нуля.
– Готовы ли в этих условиях российские компании активнее инвестировать в Ирак?
– Я говорил, что некоторые российские компании уже работают в Ираке. Иракское правительство предприняло все необходимые меры для обеспечения безопасности российских специалистов.
– Сообщалось, что безопасность российских специалистов в Ираке обеспечивали российские частные охранные предприятия. В частности, центр «Антитеррор» из Орла...
– В настоящее время по-прежнему действует запрет на выезд российских граждан в Ирак. Это инициировала не иракская, а российская сторона. Поэтому те компании, которые направляют своих специалистов в Ирак, делают это на свой страх и риск. Естественно, что в этих условиях некоторые компании пользуются услугами охранных фирм внутри площадок, на которых они работают.