Этим юношам повезло: у них есть легальная работа в Москве.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
«Работы нет, денег нет, завод закрылся давно┘ что мне у себя в селе делать? Я лучше поеду в Россию на стройку, зарабатывать буду в 10 раз больше», – говорит пассажир поезда Бишкек–Москва по имени Бекжан. До российской столицы он и его спутники в душном переполненном вагоне едут более трех суток. Чтобы сэкономить на билетах – договариваются с проводниками, и по очереди спят на третьих полках, дают взятки пограничникам и милиционерам.
300 тысяч, полмиллиона, миллион – точное количество киргизских трудовых мигрантов, находящихся сейчас за рубежом, назвать не может никто. Такой разброс в цифрах объясняется тем, что большинство трудящихся в России киргизов, несмотря на усилия российских и киргизских властей, по-прежнему не проходят процедуру официальной регистрации.
Ясно одно: благодаря деятельности мигрантов, а точнее, тем деньгам, которые они переводят на родину, живет киргизское село. По разным данным, трудящиеся в России граждане Киргизии переводят домой суммы, сравнимые с 20–30% ВВП республики. Еще один плюс – отъезд за границу сильных, инициативных и при этом безработных людей отчасти снимает напряженность в государстве. Сейчас страна не в состоянии обеспечить свое население работой, по сути Киргизия продает свои трудовые ресурсы за деньги, большая часть из которых уже на родине тратится на покупку китайского ширпотреба.
С нарастанием экономического кризиса в российских и местных СМИ появились тревожные прогнозы: «из-за того что фирмы закрываются, стройки останавливаются, потерявшие работу большинство мигрантов могут вернуться обратно на родину». Для Киргизии подобное развитие событий автоматически означает кризис в социально-экономической сфере. Помимо того что республика потеряет серьезную финансовую подпитку, несколько сотен тысяч безработных могут серьезно дестабилизировать обстановку. Тем более что дома они работы не найдут, места, которые они в свое время освободили, выехав за границу, уже заняли мигранты из Китая, Узбекистана, Таджикистана.
Впрочем, пока государственные чиновники заявляют, что «слухи о массовом возвращении трудовых мигрантов на родину несколько преувеличены». Пока специалисты говорят о незначительном оттоке, который объясняется в первую очередь сезонными факторами, а не кризисом. По словам работников Госкомитета по миграции и занятости, «мы провели обследование в поездах, проводники и мигранты над нами смеются, мол, «что вы так нервничаете? Никакого бегства из России нет».
С чиновниками солидарны и представители мигрантов. В интервью киргизскому агентству АКИpress член ассоциации «Замандаш», вице-президент общественного фонда «Киргизия – Урал» Айдар Олжобаев отметил, что «шоковых последствий мирового финансового кризиса пока никто из наших соотечественников на территории Свердловской области, и в целом в России, не ощущает. Конечно, дальше легко не будет, но мигранты народ живучий». Мало того, по данным Олжобаева, «на сегодняшний день намечается тенденция роста выезда из Киргизии как молодых людей, недавно получивших на руки паспорта, так и в возрасте от 40 лет и выше». «Одни едут на заработки из-за жажды приключений, желания получить порцию самостоятельности, другие – от безысходности, третьи – как специалисты, но впоследствии оказываются ненужными», – говорит представитель фонда.
Последняя фраза особенно примечательна: действительно, киргизские специалисты в России не котируются, уровень высшего образования в Киргизии оставляет желать лучшего. По данным независимых экспертов, из-за низкого качества обучения, а также крайне широкого распространения коррупции в данной сфере, лишь 10% (!) студентов после окончания вуза могут считаться компетентными специалистами.
Иначе обстоят дела с выпускниками ПТУ. Они в России востребованы. Именно поэтому сейчас в Киргизии усиленно ведется работа по обучению безработных. Как сообщили корреспонденту «НГ» в Госкомитете Киргизии по миграции и занятости, «наибольшее число безработных было обучено по профессиям газоэлектросварщика, водителя, парикмахера, оператора ПК, бухгалтера, ветеринара, повара, швеи, секретаря-референта, электромонтажника, тракториста».
Эта мера, по мнению властей, поможет сделать киргизских рабочих более востребованными и соответственно снизить вероятность оттока мигрантов из России. Также это будет способствовать хотя бы частичному решению проблемы кадрового голода в самой республике – с отъездом на заработки специалистов без рук остались целые отрасли.
Пока же мигранты, несмотря на преследования со стороны националистов, вымогательства милиционеров и ворчание в спину: «Понаехали тут» сделают все, чтобы не возвращаться на родину. Даже оказавшись без работы, эти люди попытаются найти другие варианты заработка – дома им делать нечего.
Бишкек