За свою победу Барак Обама подарит дочери щенка, а что он преподнесет миру – пока вопрос.
Фото Reuters
– Госпожа Гетемюллер, президент Дмитрий Медведев в Послании Федеральному собранию обнародовал меры, которые будут предприняты для противодействия развертыванию ПРО США в Европе. Так, не будет расформирована ракетная дивизия в Козельске, в Калининградской области развернут ракетный комплекс «Искандер». С вашей точки зрения, насколько своевременным было обнародование таких мер с учетом того, что в США только что прошли выборы и был избран новый президент?
– Медведев не поздравил Обаму в ходе оглашения Послания, и я считаю это упущенной возможностью. Но я бы предположила, что команда Обамы будет более внимательно следить за оперативностью реакции российского президента на его предстоящей встрече с Обамой в Вашингтоне. Что касается объявленных президентом России мер, то, на мой взгляд, это лишь пустая трата ограниченных российских ресурсов. С точки зрения дипломатии, я бы назвала их «предварительными уступками», или, другими словами, мерами, которые Россия, возможно, хотела бы выставить на торг, чтобы добиться сотрудничества США по вопросу размещения элементов ПРО в Европе. Однако сейчас, когда первым делом России следовало бы добиваться от грядущей администрации Обамы жестов доброй воли, а не давить на нее, данные меры Москвы представляются опасной игрой.
– Войдет ли Россия в число первоочередных приоритетов администрации Обамы? Как вы оцениваете работу, которая администрация Буша провела на российском направлении?
– Я бы сказала, что главными приоритетами новой администрации будут Ирак, экономический кризис, энергетическая политика, включая вопросы борьбы с глобальным потеплением климата. Россия не войдет в число первоочередных приоритетов, но будет важна для администрации Обамы. В частности, ясно, что новый президент заинтересован в сотрудничестве с Москвой по ядерным вопросам, особенно по проектам в стиле программы «Совместное уменьшение угрозы» (программа Нанна–Лугара). Первую поездку в Россию Обама совершил вместе с сенатором Ричардом Лугаром, который является одним из авторов программы Нанна–Лугара. Так что первым делом в отношениях с Россией Обама скорее всего продемонстрирует готовность к сотрудничеству в предотвращении ядерного терроризма и контрабанды опасных материалов, а также в сокращении ядерных вооружений.
– Как скоро мы увидим перемены во внутренней и внешней политике администрации президента США? Ожидаете ли вы радикальных сдвигов в переходный период, который продлится до инаугурации Обамы 20 января?
– В переходный период крупные сдвиги со стороны Обамы невозможны, поскольку Буш продолжит контролировать Белый дом до третьей декады января. Действительно, переходная команда Обамы должна будет следить, как бы администрация Буша не предприняла радикальных шагов в последние два с половиной месяца, чтобы оставить определенное наследство. Обама, однако, может начать четко излагать свои приоритеты и активно работать над созданием своей команды.
– Хотелось бы узнать вашу оценку деятельности на посту госсекретаря Кондолизы Райс и главы Пентагона Роберта Гейтса. Кто мог бы занять их кресла?
– Наследство, которое оставляет уходящая администрация, в лучшем случае неоднозначно. Полагаю, история покажет, что главными ошибками администрации Буша были война в Ираке и экономическая политика. При этом нынешний подход администрации Буша к поэтапному выводу войск из Ирака все больше напоминает позицию Барака Обамы. Это – одна из причин, из-за которой, как считается, Роберта Гейтса, возможно, попросят остаться министром обороны и осуществить плавный уход из Ирака, который он уже планирует.
– Как проходит процесс передачи полномочий в переходный период? Отличается ли передача власти президентом-республиканцем его преемнику-демократу от смены хозяев-однопартийцев в Белом доме?
– Стоит отметить, что администрация Буша назначила собственную команду для содействия передачи власти Обаме. Это – хороший знак, свидетельствующий, что процесс передачи полномочий может оказаться более или менее продуктивным, а не «враждебным поглощением», каким стал переход от Билла Клинтона к Джорджу Бушу в 2000 году. Каждый случай передачи полномочий по-своему уникален. Иногда партии могут очень хорошо сотрудничать. Например, в 1992 году Джордж Буш-старший и его администрация завершили переговоры по Договору СНВ-2 с Россией в переходный период. Белый дом заявил тогда, что соглашение, о котором договорилась республиканская администрация, будет легче ратифицировать в Сенате, поскольку республиканцы, как считается, более жестко настроены к России. Переходная команда Клинтона внимательно следила за переговорами, но молча соглашалась с их продолжением.
Джон Маккейн и его напарница Сара Пэйлин не злоупотребляли в избирательной кампании грязными трюками. Фото Reuters |
– В ближайшее время состоится серия важных международных встреч, включая саммит «Группы 20» по финансовому кризису в Вашингтоне на этой неделе и российско-американские переговоры в Женеве по вопросу продления Договора СНВ-1. Будут ли представители избранного президента присутствовать на этих мероприятиях как молчаливые наблюдатели?
– Медведев и Обама получат возможность встретиться в ходе встречи G20 в Вашингтоне. Это – отличный шанс для обоих политиков познакомиться друг с другом. Они примерно одного возраста и представляют «новое поколение лидеров» в обеих странах. Предстоящая встреча также даст им возможность свободно пообщаться в непубличной обстановке, обсудить приоритеты двусторонних отношений. Будем надеяться, что они мудро воспользуются этим шансом. Что касается участия команды Обамы в этих важных встречах – это деликатный вопрос. Они могут присутствовать, чтобы слушать и спокойно излагать свое мнение, однако им нельзя вести полноценный переговорный процесс с другими участниками. Они пока не отвечают за политику.
– Если вернуться к прошедшей в США избирательной кампании, как вы ее оцениваете? Уместны ли были личные нападки кандидатов друг на друга – например, кандидат-республиканец Джон Маккейн и его напарница Сара Пэйлин инкриминировали Обаме связь с «террористом» Биллом Айерсом, а кандидат-демократ обзывал соперника лжецом...
– Кампания была отмечена хорошей борьбой, с обеих сторон звучали веские аргументы. Однако в ней было сравнительно меньше грязи, чем прежде. Конечно, республиканцы пытались критиковать Обаму за то, что он якобы является мусульманином (на самом деле избранный президент христианин. – «НГ»), радикалом и т.д. Но «грязных трюков» было, кажется, немного. Приведу в качестве примера низкий метод, который испытал на себе Маккейн в 2000 году. Тогда команда Буша пустила слух, что недавно появившаяся в семье Маккейна приемная дочь – его собственный незаконнорожденный ребенок.