0
1494
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.09.2008 00:00:00

Обама и Маккейн выходят на финишную прямую

Тэги: обама, клинтон, выборы, маккейн, олимпиада


обама, клинтон, выборы, маккейн, олимпиада В Денвере Обама ожидало беспрецедентное проявление энтузиазма.
Фото Reuters

Следующие один за другим Национальные съезды Демократической (24–28 августа) и Республиканской (1–4 сентября) партий открывают финальную стадию американской президентской гонки. Так бывает всегда – президентская кампания по-настоящему, то есть с официальными кандидатами, начинается в год выборов в первые дни сентября.

Нынешние выборы выделяются особым накалом страстей как среди политиков, так и среди избирателей. Одной из причин этого стало участие в борьбе за пост президента США – впервые в истории страны – женщины и темнокожего политика. Последний – сенатор Барак Обама уже стал официальным кандидатом Демократической партии на высший пост в государственном управлении.

Даже если Обама и не победит в ноябре, сам факт его выдвижения одной из двух ведущих политических партий – достижение по части реальных гражданских прав в США. Показательно, что выступление Обамы на стадионе в Денвере, в ходе которого он дал согласие стать кандидатом в президенты, совпало с 45-летием знаменитой речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта», направленной против расовой дискриминации.

Прошедшие через сито праймериз

Не все в США и за рубежом поверили в серьезность намерений Обамы, когда он объявил о намерении баллотироваться в президенты. И до него были афроамериканцы, пытавшиеся выставить свою кандидатуру и даже участвовавшие в первичных выборах (например, Джесси Джексон в 1988 году), однако это воспринималось больше как эксперимент по части «равенства возможностей», а сами претенденты рассматривались как своего рода «делегаты» меньшинства, которым не завоевать поддержки основной части электората.

Что касается Обамы, то он с самого начала выступал как «общеамериканский» политик. Это разглядели влиятельные круги в Демократической партии, которые считают, что подобный неординарный человек сможет завоевать широкую поддержку среди избирателей.

В нынешнюю избирательную кампанию Обама вступил с четко налаженным предвыборным штабом и с самого начала лидировал по сбору средств в избирательный фонд.

И все же, несмотря на широкий энтузиазм со стороны его сторонников и финансовые преимущества, победа Обамы в первичных выборах оказалась весьма нелегкой. Его борьба с главным соперником – Хиллари Клинтон – шла вплоть до последнего раунда праймериз в начале июня. По существу, Обама и Клинтон поделили избирателей-демократов между собой почти поровну. За Обаму голосовали в основном представители молодого поколения американцев и те, кого в России называют интеллигенцией. Кроме того, Обама пользуется полной поддержкой со стороны афроамериканцев. За Клинтон голосовали большинство женщин, людей пенсионного возраста, промышленных рабочих («синие воротнички») и испаноязычные, как в США называют выходцев из Латинской Америки.

Борьба в праймерз стоила Обаме политических ран, которые он получил в основном в соперничестве с Клинтон. Так, Хиллари и муж Билл Клинтон в своих выступлениях всячески старались ослабить доверие к выигрышному в глазах избирателей-демократов аспекту политического лица Обамы – его антивоенной позиции. Билл Клинтон прямо назвал «сказками» утверждения Обамы, что он с самого начала был против войны в Ираке.

Еще более серьезным было утверждение Клинтонов, что сенатор от Иллинойса имеет мало опыта в международных делах, особенно в том, что касается вопросов безопасности, и поэтому не способен выполнять функции главнокомандующего, что является одной из конституционных обязанностей президента. «Разве можем мы быть уверены, что он правильно прореагирует на телефонный звонок в 3 часа ночи?» – вопрошала Хиллари Клинтон.

Подразумевалось, что уж она- то, бывшая первая леди, хорошо представляет, что надо делать в случае тревожного звонка в президентскую спальню в столь поздний час. Этот каверзный вопрос оказался в действительности на руку не столько Хиллари, сколько республиканцу Джону Маккейну, бывшему военному.

Проблемы Обамы

Хотя большую часть времени по популярности лидировал Обама, непосредственно к моменту проведения Национального съезда Демократической партии Обама и Маккейн пришли с примерно равными рейтингами. Если по большинству опросов Обама и был впереди, то лишь совсем немного – на 1–2%, что не выходит за пределы допустимой статистической ошибки. При этом при оценке способностей претендентов большинство респондентов отдавали преимущество Маккейну по военно-политической части.

Усилению позиций Маккейна способствовало улучшение ситуации в Ираке. Он, как известно, делает ставку на достижение военной победы. Кроме того, на руку сенатору-республиканцу было общее обострение международной обстановки: российско-американская полемика по ПРО, затем по поводу приема Грузии и Украины в НАТО и, наконец, нынешние события в Закавказье. Международные кризисы, как правило, укрепляют авторитет консерваторов в глазах избирателей – такова американская политическая традиция. Заостряя полемику на международной арене, провоцируя «бурю» в мировых делах, администрация Джорджа Буша явно помогала кандидату от своей Республиканской партии.

Именно с учетом этого обстоятельства Обама накануне съезда в Денвере назвал своего партнера по выборам – кандидата в вице-президенты. Им стал председатель сенатского комитета по международным делам Джозеф Байден.

65-летний сенатор сам был в этом году претендентом на Белый дом (уже второй раз), но после неудачи в самом начале праймериз благоразумно отказался от дальнейшего участия в борьбе. Его даже прочили на роль госсекретаря, но Обаме он понадобился в роли вице-президента. Обычно кандидат в вице-президенты должен как бы восполнить в глазах избирателей недостатки кандидата в президенты и принести в общую копилку дополнительные голоса.

Байден отвечает этому определению. Он из семьи «синих воротничков» из Пенсильвании, сам живет в штате Делавер, от которого впервые был избран в Сенат еще в 29-летнем возрасте.

Практически все ведущие политики-демократы поддержали выбор Байдена на пост вице-президента как якобы идеальное дополнение позитивных качеств Обамы. При этом они подчеркивали опыт и знания сенатора во внешнеполитической области. Однако американские СМИ дают более сбалансированную характеристику сенатора. Они напоминают, что у Байдена в Вашингтоне репутация «мастера ляпов». Он часто спешит публично высказать свою точку зрения, при этом горячится и допускает яркие, но непродуманные оценки. Так, в начале избирательной кампании в тон Клинтон он заявил, что на роль главнокомандующего уже «не учатся в процессе работы». Одним из первых высказавшись об Обаме, Байден так энергично его похвалил, что все взялись за головы. В числе используемых им комплиментов было слово «чистый». СМИ нашли в этом двусмысленность, а сам сенатор стал оправдывался, объясняя, что имел в виду нечто вроде «чистый помыслами».

Обама как бы пропустил мимо ушей эти высказывания. Его помощники объясняют это своего рода нечувствительностью к обидным вещам. Как политик из среды меньшинств он якобы научился вести себя ровно и не обращать внимание на неловкие ситуации, так как это может отвлечь его от цели.

Между тем эмоциональная невосприимчивость Обамы негативно сказалась совсем в другом аспекте. Оказалось, что Хиллари Клинтон страшно обиделась, что ее не только не пригласили на роль вице-президента, но даже не спросили ее мнение о возможных кандидатах.

Съезд демократов в Денвере

Национальный съезд Демократической партии дал Обаме возможность попытаться решить сразу две важные проблемы – укрепить единство в рядах демократов и вернуть политическую дискуссию в более удобное для него русло. На открытии съезда удачно выступила жена Обамы Мишель, вышедшая к публике с обеими дочерьми. Наиболее заметным стало появление Эдварда Кеннеди, впервые появившегося на публике после операции по удалению опухоли мозга. Старейший представитель клана Кеннеди, появившийся в сопровождении родственников, очень убедительно высказался в поддержку Обамы.

Клинтонам предложили выступить в разные дни. Хиллари поддержала Обаму, не забыв коснуться своей роли в американской политике. Билл Клинтон напомнил, что и его в свое время оппоненты называли не очень пригодным для роли главнокомандующего, но были посрамлены. Впрочем, заверил Клинтон, Обама «будет делать упор не на войну, а на дипломатию». Важность обеспечения полной поддержки со стороны Клинтонов состоит в том, что за Хиллари проголосовали 18 миллионов избирателей-демократов. Примерно 30% из них накануне съезда высказывали намерение голосовать за кандидата республиканцев – в основном из-за того, что «обидели Хиллари».

Наконец, сам Обама, подражая Джону Кеннеди, весьма эффектно выступил на стадионе в Денвере перед почти 80 тысячами зрителей и телекамерами всех основных телеканалов. Телеаудитория Обамы была рекордной – 40 млн. зрителей, больше, чем смотрели открытие пекинской Олимпиады.

Решил ли съезд стоявшие задачи? Формально – да. Клинтоны публично призвали своих сторонников голосовать за Обаму. Но насколько действенен этот призыв, покажет время. По крайней мере, стало известно, что некоторые помощники Хиллари в беседах с ее сторонниками рекомендовали им голосовать «по совести», а это значит – не обязательно за Обаму. С мест поступают сообщения, что пока не везде избиратели-демократы сплотились в поддержке связки Обама–Байден. Ситуация выглядит особенно серьезно в «штатах-флюгерах», где, собственно, и будет решен исход выборов.

Съезды демократов и республиканцев всегда попадают в центр внимания СМИ и публики в целом. Как правило, это приводит к повышению рейтингов кандидатов на 4–5%. Результаты опросов, сделанных сразу после съезда в Денвере, станут известны в середине нынешней недели. Только тогда можно будет объективно оценить эффект прошедшего съезда, его воздействие на электорат.

Козыри Маккейна

Сенатор Джон Маккейн сравнительно удачно прошел этап первичных выборов, хотя многие комментаторы поначалу поторопились списать его со счетов. Главным образом из-за того, что у сенатора от Аризоны тогда была крайне скудная предвыборная касса. Но по мере того, как из игры выбывали его конкуренты, у Маккейна увеличивалось число спонсоров. Вышло так, что сенатор сравнительно быстро набрал необходимое число голосов делегатов будущего съезда и уже без соперников прошел оставшиеся этапы праймериз.

Пожалуй, важнейшая проблема Маккейна – тот факт, что в случае избрания 72-летний сенатор станет старейшим президентом, избранным на первый срок. «Старейшим, но зато опытнейшим», – парируют сторонники Маккейна, напоминая, что он был успешен в обеих карьерах – военной и сенатской.

Выходец из семьи потомственных военных (дед и отец – адмиралы), Маккейн сам служил летчиком на авианосце, участвовал во вьетнамской войне, был сбит над Ханоем – приземлился с парашютом чуть ли не в главный городской пруд и провел в плену пять с половиной лет. Отслужив затем еще ряд лет, он ушел на пенсию по инвалидности в ранге морского капитана (соответствует капитану первого ранга), нацелившись на политическую карьеру. Ныне он ведущий эксперт среди республиканцев в Конгрессе по военно-политическим и международным вопросам.

Еще одну проблему сенатору создает недостаточная поддержка со стороны «социальных консерваторов», то есть тех, кто выступает против абортов, однополых браков и «большого правительства». В их глазах Маккейн запятнал себя тем, что совместно с либералом Эдвардом Кеннеди предложил проект закона, предусматривающий «амнистию» нелегальным мигрантам, и поддержал некоторые другие либеральные законодательные акты. «Социальные консерваторы» – влиятельная часть республиканского электората.

Для того чтобы гарантировать себе поддержку с этой стороны, Маккейну был нужен устраивающий «социальных консерваторов» кандидат в вице-президенты. Многие предсказывали, что он остановит свой выбор на бывшем сопернике по первичным выборам Митте Ромни – консерваторе, денежном мешке и бывшем губернаторе Массачусетса. Однако к всеобщему удивлению Маккейн пригласил в вице-президенты Сару Пэйлин, сравнительно молодую 44-летнюю женщину, губернатора штата Аляска.

Пэйлин отвечает требованиям «социальных консерваторов» – она мать четверых детей, принципиальный противник абортов и т.п. Но это, как считают политологи, не главное. Маккейн явно нацелился на голоса избирательниц, в том числе и сторонниц Хиллари Клинтон.

Не случайно республиканцы в период съезда демократов открыли свой наблюдательный пункт в Денвере с главной задачей отслеживания проблемы сторонников Хиллари Клинтон. Показательно также, что республиканцы анонимно – без ссылки на причастность предвыборного штаба Маккейна – запустили на телевидении видеоролик, в котором как бы от лица избирателей выражается сожаление по поводу того, что Клинтон не стала кандидатом в вице-президенты. Короче говоря, Маккейн пытается «побраконьерствовать» среди избирателей-демократов.

Hothead («Горячая голова») – так прозвали Маккейна в Конгрессе за его взрывной темперамент, ссоры с коллегами по Сенату, не только демократами, но и республиканцами, когда они не разделяют его, казалось бы, убедительные аргументы. И за резкие наскоки во внешнеполитических речах. В этом Маккейн схож с Байденом, хотя и не допускает грубых ляпов, характерных для последнего.

Неизвестно, есть ли у Байдена какое-либо прозвище среди законодателей, но известна роль, которую предназначил ему Обама – attack dog («наскакивающая собака»). На кого же предстоит наскакивать Байдену, если у него, как все знают в Вашингтоне, весьма добрые отношения с Маккейном?

Похоже, что сенатору суждено применить свои атакующие качества не против соперника-республиканца, а во внешних делах. Ведь сам Обама не выделяется большой склонностью к жестким выпадам. Он даже предлагал провести переговоры с Ираном. Однако в соперничестве с Маккейном потребовался иной язык и пришлось найти политика на роль «сурового следователя» при более покладистом партнере – Обаме. В своей речи в Денвере Обама обвинил Россию в «агрессии против Грузии», однако в основном такой пропагандой предстоит заниматься Байдену. И заодно, подобно Маккейну, ему доверено «побраконьерствовать» на чужом поле, пытаясь переманить к себе часть избирателей-республиканцев.

Против кого же тогда предстоит направить свой взрывной темперамент им обоим – республиканцу Джону Маккейну и демократу Джозефу Байдену? Стечение обстоятельств таково, что на данный момент в центре внимания обоих (главным образом из-за событий в Закавказье, но не только) оказалась Россия. Маккейн уже успел объявить себя «грузином» (также в подражание Джону Кеннеди, в свое время назвавшему себя «берлинцем») и послал в Тбилиси свою жену Синди.

В Тбилиси съездил и Байден, сделавший при этом несколько антироссийских заявлений. В условиях, когда за практические вопросы внешних связей отвечает исполнительная власть, Байден все же нашел для себя возможность сделать антироссийский жест с позиций Конгресса. Он объявил, что России уже не стоит рассчитывать на отмену дискриминационной поправки Джексона–Вэника.

Интересная деталь: Маккейн как действительно опытный политик держит при себе две команды экспертов в области внешней политики. Неоконсерваторы помогают ему сконструировать громкую – атакующую – внешнеполитическую платформу, а сторонники realpolitik – практические шаги во внешних делах. Это привело к двойственности высказываний сенатора от Арканзаса. На широкую аудиторию он озвучивает жесткие шаги, включая исключение России из «большой восьмерки», а в более узкой элитной аудитории говорит о необходимости сохранения контактов и даже ведения серьезных переговоров по вопросам контроля над вооружениями. Что касается команды демократа Обамы, то в ней помимо Байдена есть и другие люди, поднаторевшие на критике Москвы, но второй команды – реалистов – пока не обнаружилось.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
758
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2504
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1692
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1310

Другие новости