3 сентября в Никосии должны начаться всеобъемлющие переговоры по кипрскому урегулированию между президентом Республики Кипр Димитрисом Христофиасом и президентом непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК) Мехметом Али Талатом.
Лидеры общин попытаются снять вопросы, препятствующие воссоединению острова, разделенного с 1974 года на две части – южную (греческую) и северную (турецкую). Дипломаты не исключают, что проблема разрешится до конца года.
Во всяком случае, этого активно добивается Турция – единственная страна, признавшая независимость ТРСК. Турецкие военные находятся в северной части острова с 1974 года. Анкара ввела их под предлогом обеспечения конституционного порядка и защиты турок-киприотов после попытки госпереворота на острове. Он был организован 34 года назад кипрской реакцией при поддержке афинской военной хунты, проводившей курс на присоединение Кипра к Греции.
Путь к кипрскому урегулированию занял уже несколько десятков лет. Вполне вероятно, что признанных пока только Россией Абхазию и Южную Осетию ждет не менее сложное будущее – фактическая международная изоляция. ТРСК, например, крайне зависит от помощи Турции, исчисляющейся миллионами долларов в год; турки-киприоты не могут участвовать в международных соревнованиях, испытывают трудности с признанием своих дипломов за рубежом. Чтобы выехать за рубеж, нужно иметь паспорт, выданный либо Турцией, либо Республикой Кипр, либо быть подданным британской короны. Главное же, сетуют в ТРСК, – греки утверждают, что «мы не существуем», а 37% территории острова просто на данный момент неподконтрольны правительству Республики Кипр.
Совсем необязательно, что в конце концов Абхазия и Южная Осетия придут к воссоединению с Грузией. Но главное, чтобы их особый путь был мирным.