Сложенные мечи – символ переговоров. Однако полного согласия на Хоккайдо ожидать не стоит.
Фото Андрея Терехова
На берегу Тояко (озера Тоя) на северном японском острове Хоккайдо 7–9 июля пройдет очередной ежегодный саммит «большой восьмерки». Это уже 34-я встреча эксклюзивного клуба лидеров влиятельных стран, который при его создании в более узком составе (6 западных государств) назывался «экономическим саммитом», а ныне занимается почти всеми проблемами глобального свойства, кроме разве что чисто военных.
Выбор места проведения встречи – курорт на горячих источниках, отель «Виндзор», изолированно стоящий на невысокой горе, у подножия которой плещется собственно Тояко, отвечает стремлению ее участников заседать подальше от «шума городского», особенно от криков антиглобалистов. В Японии это медвежий угол в прямом смысле слова – в окружающих Тояко лесах есть медведи. Охрану саммита специально снабдили колокольчиками, звон которых отпугивает животных.
Озеро, леса и тихий отель идеально подходят для размышлений и разговоров на тему, которую японские организаторы встречи первоначально обозначили как главную в повестке дня саммита – об экологии. Точнее, путях противодействия изменениям климата планеты вследствие выбросов в атмосферу парниковых газов. Таков один из парадоксов саммита Хоккайдо–Тояко – вопросы глобальной экологии собирались обсуждать подальше от тех, кто наиболее остро ставит требования охраны природной среды.
Дебютанты саммита
Вступивший в свои обязанности только в мае российский президент Дмитрий Медведев впервые участвует в саммите лидеров мировых держав. Но он не единственный дебютант на встрече. Впервые ней участвуют премьер-министр Великобритании Гордон Браун и ее организатор – премьер-министр Японии Ясуо Фукуда. В то же время для президента США Джорджа Буша это последний саммит за восьмилетний срок его пребывания в Белом доме. Все это отражает идущий без сбоев процесс обновления эшелона лидеров G8, не создающий дискомфорта для «новичков».
Для Медведева это хорошая возможность для налаживания общения (кое с кем – первого знакомства) не только с другими лидерами G8, но и более широким кругом руководителей крупных стран мира и важнейших международных организаций. Ведь помимо заседаний «восьмерки» в узком составе пройдет расширенная встреча, на которую приглашены лидеры КНР, Индии, Бразилии и ЮАР. На саммите будут присутствовать также руководители таких международных организаций, как ООН, Евросоюз, Всемирная торговая организация и Всемирная организация здравоохранения. Они все вместе, а не только «восьмерка» в узком составе, действительно являются самым влиятельным клубом мировых лидеров!
Думается, что для новичков саммита благоприятны и условия, в которых проходит дискуссия G8. В ней нет установившихся авторитетов. Дело в том, что готовившаяся хозяевами встречи – японцами повестка дня буквально скомкана происходящими в мировой экономике событиями. Ведь практически весь год хозяева встречи – японцы вели работу по проработке главной темы повестки дня саммита – вопроса о дальнейших действиях по ограничению выбросов парниковых газов после того, как в 2012 году закончится действие Киотского протокола. Однако в последние месяцы на подготовительных министерских встречах речь шла в основном о другом – о финансовом кризисе, нехватке и подорожании продовольствия и стремительном росте цен на нефть и другие энергоресурсы. За месяц до саммита премьер-министр Японии Ясуо Фукуда вдруг объявил, что «восьмерка» в первую очередь займется именно этими темами.
Ситуация во многом напоминает ту, в которой рождался в 70-е годы этот, тогда еще очень узкий клуб. В то время срочно требовалось выработать стратегию по выходу из ситуации, вызванной резким повышением цен на нефть и нефтяным эмбарго. Ныне, правда, проблемы сложнее, и нет простых рецептов их решения. Более того, саммит G8, особенно с участием гостей, – настолько неоднородная группа, что потребуется немало времени, чтобы найти общий вектор их интересов.
Иначе говоря, пришло время для обмена мнениями об общей экономической ситуации в мире. Оно, правда, не обязательно завершится принятием конкретных и эффективных планов. Скорее, это начало процесса поиска решений.
Российская платформа
В своих высказываниях в связи с саммитом G8 Медведев дал понять, что Москва не рассматривает проблемы энергоснабжения, продовольственный и финансовый кризисы как нечто отдельное, существующее само по себе. Наиболее характерны на этот счет его ответы на вопросы корреспондентов агентства Reuters. Российский президент, с одной стороны, признал ключевой характер вопросов, связанных с международным финансовым кризисом, продовольственным кризисом и сохранением климата на планете. А с другой – предложил обсудить «ряд новых экономических механизмов, которые могли бы поддержать прежде всего экономическое, финансовое равновесие в мире, создать основу новой международной финансовой системы, убрать наиболее устаревшие, слабо работающие международные механизмы. Подумать над тем, как гарантировать продовольственную безопасность на годы вперед».
Примечательно обоснование, которое Медведев дал этой программе. Он отметил, что система регулирования международных финансовых отношений, сложившаяся за последние несколько десятилетий, показала свою невысокую эффективность. Президент РФ уже второй раз осудил проявляющийся в международной сфере «национальный экономический эгоизм» и высказался за выработку таких правил, которые блокируют проблемы, возникающие в одном государстве. Расшифровкой его ссылки на «национальный эгоизм» может послужить констатация того факта, что «доллар превратился в международную проблему». Для ее решения президент РФ предлагает создать «систему, основанную на использовании нескольких резервных валют».
Это предложение не обязательно вызовет немедленный и прямой отклик со стороны партнеров по «восьмерке», обычно проявляющих осторожность при обсуждении предложений о финансовых реформах, тем более в присутствии лидера страны, проявляющей этот эгоизм, – США. Зато оно способно получить поддержку в более широких кругах.
Менее четко прорисована позиция Москвы по вопросу дальнейшей борьбы с выбросами парниковых газов. Между тем этой теме суждено занять заметное место в дискуссиях на саммите. Хотя бы потому, что японская сторона к ней старательно подготовилась и, имея достижения, будет старательно продвигать свои подходы. Главный из них – стремление добиться закрепления установки, выдвинутой еще на прошлогоднем саммите G8 в Хайлегендамме – задачи сокращения выбросов парниковых газов к 2050 году на 50%.
В то же время позиции ведущих промышленных стран по отношению к «посткиотскому процессу» неоднозначны. Так, Вашингтон по-прежнему не готов вести речь о жестких мерах по ограничению выбросов. Остро встал вопрос о присоединении к нему Китая и Индии, вышедших в первые ряды поллютантов, но все еще стремящихся избежать ограничений как развивающиеся страны. Эта тема будет обсуждаться на расширенном заседании саммита с участием указанных стран.
На этом фоне Россия – далеко не проблемная страна. Однако для нее самой важно зафиксировать свою позицию и обеспечить свои интересы как страны северной, к тому же имеющей неблагоприятную для экологии промышленную структуру.
Виды из Тояко на север
Российский президент будет иметь на Хоккайдо возможность для личных двусторонних встреч с партнерами по G8. Перечень этих двусторонних мини-саммитов пока не объявлен. Каждый из них связан с повесткой дня двусторонних отношений.
Из тех, что уже назначены, следует выделить беседу с премьер-министром Японии Ясуо Фукуда. И отнюдь не по той причине, что он хозяин саммита. Дело в том, что благодаря дипломатическим усилиям Токио оба лидера встречаются между собой уже второй раз за сравнительно короткий период. В конце апреля Фукуда приезжал в Москву, где имел встречу с Медведевым. В ходе беседы обсудили состояние российско-японских отношений. При этом японский премьер сделал упор на необходимость подписания мирного договора между обеими странами. По его словам, за последние годы стороны никак не приблизились к его подписанию из-за отсутствия прогресса по территориальной проблеме.
Получается, что встреча в Тояко уже никак не может свестись лишь к общему разговору. Ведь он уже имел место. Теперь предлагается перейти к делу. Как считают в Токио, лидеры обеих стран должны дать указание своим дипломатам провести переговоры по территориальному вопросу. При этом каких-либо изменений в японской позиции не предлагается. Зато в случае готовности Москвы пойти на уступки Япония предпримет серию шагов по развитию двусторонних торгово-экономических связей и окажет содействие подключению России к интеграционным процессам в регионе Азии и Тихого океана.
Подобный подход развивается японской стороной уже на протяжении ряда лет, однако ее настойчивость в контактах с новым руководителем российского государства свидетельствует о нетерпении. Токио стремится ускорить решающее объяснение. Иными словами, предстоящая беседа в Тояко, находящемся в сравнительной близости предмета обсуждения – южных Курил, будет непростой.