Член Европейской комиссии Данута Хюбнер, курирующая вопросы региональной политики, в начале этого месяца побывала в Москве. В интервью «НГ» она рассказала о своем видении интеграционных процессов на пространстве бывшего социалистического блока, разъяснила, чего следует ждать от ЕС его соседям из Восточной Европы и Южного Кавказа, а также прокомментировала ситуацию в миграционной сфере.
– Г-жа Хюбнер, в одном из своих выступлений вы упоминали, что Европе необходима более глубокая интеграция. Расскажите, пожалуйста, об интеграционных процессах, проходящих в Европе и затрагивающих в том числе страны бывшего социалистического блока.
– Экономики стран Центральной и Восточной Европы уже глубоко интегрировались в экономику Евросоюза. Около 80% их торговли ведется с другими странами-членами. Словения уже присоединилась, а Словакия вскоре присоединится к еврозоне. Очевидно, экономическая интеграция – это длительный процесс, начавшийся после краха экономического сотрудничества внутри восточного блока и присоединения этих стран к ЕС. Здесь региональная политика также играет роль не в последнюю очередь через инвестиции в инфраструктуру, связывающую старые и новые страны-члены.
Что касается соседей ЕС в Восточной Европе, мы наращиваем сотрудничество с ними посредством территориальных проектов, финансируемых в рамках Инструмента европейского соседства и партнерства. Мы хотим предотвратить появление новых разделительных линий между расширившимся ЕС и его соседями.
– Считаете ли вы, что Армения, Азербайджан, Грузия, Молдавия, Белоруссия и Украина должны иметь европейскую перспективу? Когда может произойти новое расширение ЕС?
– Все перечисленные вами страны – партнеры Европейской политики соседства (ENP). С помощью программ и проектов, реализуемых в рамках этого механизма, эти страны сближаются с Евросоюзом. В интересах ЕС и его соседей построить более крепкие и продвинутые отношения. Действительно, ENP и процесс расширения ЕС – это по-прежнему разные вещи. Однако ничто не предрешает того, как дальше будут развиваться отношения ЕС и европейских соседей в соответствии с положениями договоров Евросоюза. Чем активнее страна-партнер взаимодействует с Евросоюзом, тем большего она может ожидать от ЕС – как в политическом, так и в экономическом плане, а также в сфере финансового и технического сотрудничества.
– Некоторые эксперты рассматривают недавнюю инициативу Польши и Швеции по созданию «Восточного партнерства» как подтверждение неэффективности Европейской политики соседства. Разделяете ли вы это мнение? В целом нуждается ли ЕС в таких форумах, как «Восточное партнерство» и «Евро-Средиземноморское партнерство»?
– Европейская политика соседства позволяет выбрать дифференцированный и индивидуальный подход к каждой из стран-партнеров по ENP. Прежде всего речь идет о взаимодействии ЕС со странами-партнерами на двустороннем уровне, однако оно также связано с региональными и субрегиональными процессами.
Предложение, о котором вы упомянули, касается укрепления региональных связей внутри ENP, активизации внутрирегионального сотрудничества. Поляки и шведы предложили углубить двустороннее взаимодействие и укрепить многостороннее сотрудничество. «Восточное партнерство» станет дополнением к существующим региональным инициативам – «Черноморской синергии», выходящей за рамки Европейской политики соседства и охватывающей Турцию и Россию, а также «Северному измерению». Польско-шведское предложение будет обсуждаться в июне главами государств и правительств Евросоюза.
«Евро-Средиземноморское партнерство» имеет два взаимодополняющих измерения: двустороннее, в частности, подразумевающее заключение с каждой страной индивидуальных соглашений об ассоциации, а также региональное сотрудничество в области политики, экономики и культуры. Это региональное сотрудничество имеет важное стратегическое влияние, поскольку оно затрагивает проблемы, общие для средиземноморских партнеров ЕС, и одновременно подчеркивает, что страны могут дополнять друг друга.
В целом мы приветствуем подобные инициативы, направленные на укрепление регионального сотрудничества, при условии что их поддерживают не только все страны – члены ЕС, но и страны, для которых эти инициативы предназначены. Это благоприятно сказывается на методах работы ENP и повышает роль всех партнеров в процессе, что делает его более очевидным для граждан.
– Статья 2 нового Лиссабонского договора гласит: «Евросоюз основывается на ценностях уважения человеческого достоинства, свободы, демократии, равенства, верховенства закона и уважения прав человека, включая права лиц, относящихся к меньшинствам». Статья 7 договора включает механизм, наделяющий Европейский совет правом наказать страну сообщества, не придерживающуюся этих базовых ценностей. Знакомы ли вы с заявлениями Москвы, критикующей нарушение прав русскоговорящих меньшинств в странах Балтии? Вы отслеживаете ситуацию?
– Я бы также советовала обратить внимание на статью 19 (сейчас это ст. 13) положения по недискриминации и гражданству в Евросоюзе. Там сказано, что совет может предпринять надлежащие меры для борьбы с дискриминацией по ряду признаков. В частности, совет одобрил законодательный акт, запрещающий дискриминацию в сфере занятости на почве принадлежности работника к определенным расе, этносу, в связи с его инвалидностью или сексуальной ориентацией, религиозными верованиями и возрастом. Наконец, Директива совета за номером 2000/43/EC подтверждает принцип равноправного обращения с людьми вне зависимости от их расы и этнического происхождения. Национальное законодательство стран-членов в данной сфере должно следовать упомянутой директиве.
Да, нам известно о заявлениях, касающихся русскоговорящих меньшинств в странах Балтии, и мы отслеживаем ситуацию.
– Иммиграция становится важной проблемой для ряда европейских государств. Как Евросоюз намерен реагировать на этот вызов?
– Все страны – члены Евросоюза сталкиваются с притоком международных мигрантов. Очевидно, что это не следует рассматривать как проблему. У нас в Европе не так много рождается детей, и нам нужны люди. В то же время тысячи нелегальных мигрантов регулярно переправляются в Европу по морю, и нам придется применить к ним подход, сочетающий гуманность и жесткость. У нас есть программа «Солидарность и управление миграционными фондами на 2007–2013 годы», включающая Фонд внешней границы, Интеграционный фонд (мы считаем, что не существует иммиграции без интеграции), Европейский фонд беженцев и Возвратный фонд. Мы также только что создали новый Центр политики европейской миграции, который, основываясь на научных изысканиях, займется выработкой практических рекомендаций и таким образом поможет с определением направления европейской политики в этой сфере в будущем. Страны-члены договорились развивать на уровне ЕС общую иммиграционную политику, однако для достижения этой цели предстоит еще немало сделать.