0
5936
Газета Дипкурьер Интернет-версия

16.06.2008 00:00:00

Личная дипломатия Владимира Путина

Тэги: путин, внешняя политика, роль, дипломатия


Накануне и после своего переезда в Белый дом Владимир Путин неоднократно напоминал, что по Конституции ответственность за внешнюю политику несет президент России. То есть формально главным в этой сфере является Дмитрий Медведев. Впредь саммиты, встречи с главами других государств, основные внешнеполитические речи и послания – удел Медведева. Однако сам Путин вовсе не ушел из области внешней политики. Уже сейчас его роль в этой сфере является гораздо более значительной, чем у его предшественников во главе правительства.

В последние недели Путин совершил визит во Францию, где был практически гостем президента Николя Саркози, посетил в Италии Сильвио Берлускони, вновь ставшего главой правительства, а также принял в Москве нескольких важных гостей, в том числе японского премьера Ясуо Фукуду, пригласившего Путина посетить Японию. Все идет к тому, что глава правительства (во всяком случае, пока эту должность занимает Путин) станет ключевой фигурой в области внешней политики. Но как эта его функция впишется в уже существующий внешнеполитический механизм?

Внешняя политика и личная дипломатия

От одного из авторитетных российских внешнеполитических экспертов мне не раз пришлось услышать такое суждение применительно к очередному саммиту: «Дипломатия одержала верх над внешней политикой». Казалось бы, в строгом понимании эти термины хотя и не синонимы, но близки по своему значению. Ведь дипломатия – инструмент проведения внешней политики. Какое же тут может быть противопоставление? Тем не менее это противопоставление существует, и для этого есть определенные основания.

Прежде всего надо отметить, что эксперт использовал неполные термины. Под внешней политикой он понимает публичную внешнюю политику, отражающуюся во внешнеполитической доктрине и других выработанных на ее основе документах, в официальной позиции страны. Под дипломатией – личные контакты и договоренности. При этом имеется в виду, что последние если не противоречат, то по крайней мере не совсем совпадают с приоритетами или официальной позицией страны.

Парадоксальным аспектом суждений специалиста является то, что конкретным воплощением и того и другого – публичной внешней политики и личной дипломатии – служит одно и то же лицо – Владимир Путин. В прошлом как глава государства он нес главную ответственность за внешнюю политику и внешнеполитический курс страны, выступал с важнейшими заявлениями и вел самые важные переговоры, прежде всего в ходе встреч с иностранными лидерами и их представителями. Он же занимался (и продолжает заниматься в качестве премьера) личной дипломатией, которая позволяет видоизменять позицию в ходе переговоров, менять приоритеты и требования, идти на «размены» по формуле «уступка на уступку», порой не предусмотренные даже ближайшими советниками. Именно личная дипломатия в наибольшей степени отражает тот аспект дипломатии, который содержится в формуле «искусство возможного».

Зато на более низких уровнях государственного управления подобного совмещения общего курса и личного подхода уже не наблюдается. Российское дипломатическое ведомство, получается, несет свою долю ответственности за формулирование и претворение в жизнь внешнеполитического курса страны, но практически непричастно к личной дипломатии Путина. И, похоже, не очень-то осведомлено о ней. Если президент откладывает в сторону сценарии и предложения МИДа и начинает импровизировать на базе личного контакта с иностранным лидером, то это и есть та упомянутая «победа дипломатии над внешней политикой».

Личная дипломатия лидеров – не новое дело. Она процветала, например, при Борисе Ельцине. Правда, тогда к ней был непосредственно причастен министр иностранных дел Андрей Козырев. Сам министр и некоторые его помощники, но не Министерство иностранных дел как таковое. Так, российские дипломаты, занимавшиеся тогда вопросами российско-американских отношений – в Москве и посольстве РФ в Вашингтоне, – мало что знали о готовящихся договоренностях между обеими странами. Правомерно сказать, что тогда превалировала личная дипломатия Ельцина–Козырева.

Надо признать, что в отдельных случаях личная дипломатия прокладывает путь к решению сложных проблем. Но в то же время ее результаты могут вызвать сомнения и споры. Порой длительные – сначала спорят комментаторы, затем историки. Приведем такой пример. В связи с требованием сенатора Джона Маккейна (ныне претендента на пост президента США) «исключить Россию из «большой восьмерки» упоминается, что в свое время этот вопрос был предметом «размена». Россию сделали полноправным членом G8 в обмен на снятие Ельциным возражений против приема в НАТО первой группы восточноевропейских стран. Затем, однако, пошли новые волны расширения, уже не оговоренные ни с Ельциным, ни с его преемником Путиным. Историки задаются вопросом: был ли равноценным такой размен, не потеряли ли россияне в смысле безопасности больше, чем приобрели их лидеры в смысле укрепления престижа благодаря их участию в эксклюзивном «клубе мировых лидеров»? Впрочем версия «размена» принадлежит американцам. Российские участники этих обсуждений своих пояснений не дали.

Бесспорно, на наш взгляд, что личная дипломатия в определенной степени позволяет смягчить противоречия и избежать острых кризисов в отношениях между странами. «Новая холодная война» – так прокомментировали многие наблюдатели известную речь Путина в Мюнхене, в которой он раскритиковал претензии США на положение единственной мировой сверхдержавы. Они же вынуждены были пересмотреть свои оценки, когда увидели на очередном саммите Путина и Буша, приветливо посмотревших друг на друга. Все сразу вспомнили слова, сказанные Бушем после их знакомства в Любляне: «Я заглянул ему в глаза и увидел душу┘»

Кадры для премьера

Вместе с личными вещами из Кремля Путин унес с собой именно ту часть внешнеполитической деятельности, которая называется личной дипломатией. Тот факт, что она никак не определена в Конституции и законах, фактически освобождает Путина от упреков в том, что он вышел за пределы полномочий или что-либо нарушил.

Итак, Путин оставляет за собой решающую роль в области внешней политики. С этим прицелом начат и подбор соответствующих кадров. Примечательно назначение посла России в США Юрия Ушакова заместителем главы аппарата правительства. Один из опытных дипломатов новой – постперестроечной – формации, Ушаков раньше был заместителем министра иностранных дел, отвечающим за участие России в международных организациях и кадровую работу. В течение последних восьми лет он являлся главой российской дипмиссии в Вашингтоне. Все это время посол не привлекал внимание СМИ какими-либо громкими публичными заявлениями, но по всем признакам играл значительную роль в развитии российско-американских связей. Он был на всех двусторонних саммитах, и с учетом того, что за это время сменились три посла США в Москве, Ушакова можно считать главным «связным» в контактах Путина с Бушем, по времени параллельно занимавшими президентские посты в своих странах. Перед отъездом Ушакова на Родину его принял в Белом доме президент США Буш. Подобное внимание, оказываемое дипломату, многого стоит.

Тот факт, что Путин обзавелся внешнеполитическим советником в лице Ушакова, лишь подтверждает предположение о его намерении сохранить за собой именно личную дипломатию.

Подобная роль премьера в новой России – в новинку. И в этом аспекте, как и в области внутренней политики, подтверждается тенденция к усилению роли правительства, к его превращению – в рамках Конституции и существующих законов – в более влиятельный, чем раньше, центр власти страны. Но как отразится это на внешних связях России?

Для начала следует отметить очевидное: МИДу это грозит оттоком некоторых наиболее способных кадров, усилением «бумажного потока» от него в сторону правительства и наоборот. Ведь всякий новый аппарат требует постоянной «подкормки» документами – отчетами, разработками и предложениями, и способен генерировать свои, в том числе и директивные, идеи. Что касается влияния этой новой структуры на отношения между Россией и другими странами, то внешнеполитические эксперты пока не делают четких прогнозов.

Для большинства специалистов характерна оценка, высказанная одним из них: «Было бы глупо отказываться от уже установленных личных отношений и не использовать их для того, чтобы помочь Медведеву закрепиться в сфере внешней политики, пока он не накопил достаточно опыта». Однако нельзя исключать и другого варианта – Кремль переключил канал личной дипломатии на российский Белый дом и будет его использовать на постоянной основе. Тем более что это «переключение» весьма условно. Ведь речь идет об одном и том же человеке.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
782
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2541
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1719
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1340

Другие новости