Барак Обама опирается на энергию молодости.
Фото Reuters
В истории США еще не было столь раннего, как на этот раз, начала предвыборной кампании – за полтора года до того, как избиратели придут на участки (4 ноября 2008 года). Не было и такого, чтобы среди ведущих претендентов на пост президента США оказался афроамериканец. Им стал Барак Обама, пятый темнокожий сенатор в истории США и единственный – в нынешнем составе Сената.
Конечно, само по себе появление темнокожего претендента на Белый дом – не такая уж случайность. Рано или поздно представители меньшинств должны были подступиться к Белому дому как логическое развитие политического процесса и результат десятилетий борьбы за гражданские права.
Уже были политики-афроамериканцы, претендовавшие на выдвижение их кандидатур на пост президента страны, однако они не достигли заметных успехов. В силу прежде всего того факта, что они воспринимались именно как делегаты меньшинства, не пользующиеся поддержкой «среднего американца». Так было, например, с известным политиком Джесси Джексоном.
Что касается Обамы, то о нем говорят прежде всего как об «общеамериканском» политике, способном привлечь на свою сторону представителей разных кругов. При этом речь идет о человеке, имя которого мало кто слышал четыре года назад.
О том, что Обама – человек, имеющий реальный шанс быть выдвинутым Демократической партией кандидатом на пост президента США, стало ясно на прошлой неделе, когда выяснилось, что за три месяца он собрал один из крупнейших избирательных фондов. Значит в этого политика верят, на него «делают ставку» сравнительно широкие круги.
Человек нестандартной судьбы
Подчеркивая уникальность биографии Обамы, американские политологи отмечают, что в свои 45 лет он уже обзавелся двумя книгами мемуаров. Хотя ни в чем сколько-нибудь исторически важном он не участвовал. Но в этом особенность стиля этого политика, который в деталях сообщает потенциальным избирателям подробности своей биографии. А она необычна.
Обама родился 4 августа 1961 года в Гонолулу (штат Гавайи). По его словам, его «отец был черен как смоль, а мать – белая как молоко». Оба учились в Гавайском университете. Отец Барак Хуссейн Обама-старший приехал на учебу из Кении. Мать Стэнли Энн Данхэм родилась в Канзасе, на Гавайи переехала вместе с родителями. Родители Обамы разошлись, когда ему было 2 года, а затем развелись. Отец Обамы продолжил учебу в Гарвардском университете, где он получил докторскую степень, а затем возвратился на родину. Обама-старший погиб в результате автокатастрофы, когда его сыну был 21 год.
Позднее мать вышла замуж за обучавшегося на Гавайях индонезийца, вместе они переехали в Джакарту, где Обама ходил в начальную школу. С 10-летнего возраста он жил снова на Гавайях в семье деда, ветерана Второй мировой войны.
Как вспоминает сам Обама, в юношеском возрасте он на себе испытал психологический стресс человека многорасового происхождения и, чтобы «изгнать из головы мысли об этом, прибегал к спиртному, марихуане и кокаину».
Это не помешало ему успешно окончить среднюю школу. Затем были Оксидентл-колледж, Колумбийский университет, где он изучал международные отношения и получил степень бакалавра. После двух лет работы в крупной корпорации Обама уехал в Чикаго, где стал социальным работником в одной из благотворительных церковных организаций.
В задачу Обамы входила организация мероприятий в рамках общины – от выступлений за закрытие свалки до налаживания профессионального обучения и оформления заявлений на пособия. С зарплатой в размере 13 тыс. долл. в год и 2 тыс. на подержанную автомашину это фактически была работа на «общественных началах», подвижническая и нелегкая.
В 1988 году Обама поступает на юрфак Гарвардского университета. Там он через два года был избран президентом «Гарвардского обзора права», первым афроамериканцем, возглавившим это респектабельное издание. В 1991 году Обама с отличием оканчивает юрфак и возвращается в Чикаго. Там он работает в юридической конторе, занимающейся делами о правах меньшинств, преподает конституционное право в Чикагском университете.
В 1996 году Обама был избран в Сенат штата Иллинойс от одного из округов южной части Чикаго. В Сенате, как и ранее на работе в южном Чикаго, Обама выделялся способностью налаживать «межпартийное» сотрудничество, создавать разного рода коалиции.
Обама в 2000 году выдвигался в Палату представителей Конгресса США, но проиграл. Затем в 2004 году он выставил свою кандидатуру на выборах на освободившееся место в Сенате Конгресса США и смог набрать 70% голосов. Став сенатором, Обама набрал сильную команду помощников. Бывший глава аппарата лидера демократов в Сенате возглавил его аппарат, среди его советников – бывшая замруководителя аппарата министра финансов и журналистка, лауреат Пулитцеровской премии.
В Сенате Обама выделяется своей чрезвычайной законодательной работоспособностью. За два года (2005–2006) он спонсировал 152 проекта законов и резолюций, а также был коспонсором еще более четырехсот. В числе законодательных предложений Обамы – усиление контроля над иммиграцией, ограничение возможностей влияния лоббистов на законодательный процесс, оказание помощи в получении образования детьми из бедных семей.
Как член комитета по иностранным делам Обама вместе с сенатором-республиканцем Ричардом Лугаром предложил расширить сферу применения закона о сокращении ядерной угрозы, распространив его на такие виды конвенциального оружия, как зенитные управляемые ракетные системы. Вместе с Лугаром он принял участие в поездке на российские объекты, получающие помощь по этой программе (в августе 2005 года), а также в Азербайджан и на Украину.
На старте президентской гонки
О своем решении добиваться выдвижения его кандидатуры на пост президента США Демократической партией Обама объявил 10 февраля в столице Иллинойса Спрингфилде. Выйдя на то же место рядом с провинциальным Капитолием, где в свое время Абрахам Линкольн выдвигал свою кандидатуру, он призвал к созданию «Америки, дающей надежду». Этот шаг был уже подготовлен. С конца лета прошлого года Обама много выступал на мероприятиях по сбору средств для коллег-демократов и попутно показывал себя публике, а осенью уже не скрывал своих планов. Опрос, проведенный в ноябре 2006 года, показал, что Обаму поддержат 17% избирателей-демократов, в то время как Хиллари Клинтон – 28%.
Ныне предвыборная кампания Обамы в полном разгаре. Наибольшее внимание он уделяет выступлениям в штатах, где в 2008-м раньше всего начнется первичный «отсев» претендентов на Белый дом: штату Айова, где пройдут собрания активистов-демократов, и штату Нью-Гэмпшир, где состоятся праймериз. В большинстве случаев встречи с избирателями проходят в библиотеках и небольших залах. В них участвуют по нескольку десятков человек, Обама беседует с ними, отвечая на вопросы.
Спокойные по тональности беседы с избирателями контрастируют со знаменитой речью Обамы на открытии съезда Демократической партии США в 2004 году, которая произвела большое впечатление на делегатов съезда и имела широкий резонанс в стране. На вопрос о том, почему он не обращается к этому ораторскому успеху, сенатор отвечает, что «вообще-то может зажигать аудиторию», но не в этом видит задачу предвыборных встреч.
В своих выступлениях Обама прежде всего разъясняет главные моменты своей политической платформы: призыв к реформе системы социального обеспечения, предоставлению медицинской помощи каждому американцу, рекомендации сдерживать иммиграцию и обратить, наконец, серьезное внимание на экологию. При этом он пытается не выглядеть излишне либеральным и не обещает помощь всем и каждому. По словам сенатора, необходимо использовать рыночные механизмы, поддерживать баланс расходов и доходов, не допуская излишние бюджетные траты. По словам политологов, Обама предлагает такую программу, которая была бы в принципе приемлема для каждого американца.
Обама ныне все чаще обращается к теме иракской войны. В отличие от Хиллари Клинтон и других видных демократов он не причастен к принятию резолюции Конгресса, предоставившей в 2002 году полномочия Бушу на войну в Ираке. И хотя этот факт сам по себе не заслуга – Обама тогда не был сенатором, – он напоминает, что в то время выступал на митингах против войны. Более того, по его словам, уже тогда он «предвидел все нынешние проблемы в Ираке». По крайней мере, предсказывал в своих публичных выступлениях, что военное вторжение и неумелые действия в регионе неизбежно вызовут сопротивление. Сенатор не только осуждает войну, но и требует уже с мая нынешнего года приступить к выводу американских боевых бригад из Ирака и завершить вывод к 31 марта будущего года.
В то же время Обама отнюдь не пацифист. По словам сенатора, он не выступает против любых войн, а только против «глупых». Осуждая иранскую ядерную программу как весьма опасную для США, Обама не исключает любых вариантов ее решения, включая военный.
Новый тип политика
Через четыре месяца после того, как Обама начал свою деятельность в Сенате, американский журнал «Тайм» назвал его «одним из наиболее влиятельных людей в мире» и «одним из наиболее восхитительных политиков в Америке». В октябре 2005 года английский «Нью-Стейтсмен» включил Обаму в число «десяти человек, способных изменить мир». И все это больше под впечатлением громкой речи, а не каких-либо конкретных достижений.
И если обратиться к этой памятной речи, содержащей призывы к «чистой политике», то нельзя не задуматься о том, что начинающему политику, еще не избранному в американский Сенат, было доверено программное выступление. В этой связи в голову приходит естественный вопрос: насколько Обама «сам себя сделал», а насколько из него «лепят» фигуру общенационального масштаба? Ведь и раньше было много примеров того, как будущих президентов предварительно подбирали влиятельные круги той или иной партии. Среди демократов характерны примеры Джимми Картера и Билла Клинтона.
Картера, как известно, подобрала Трехсторонняя комиссия, созданная одним из Рокфеллеров. Ее участники пришли к выводу, что после Уотергейта шансы быть избранным выше у политика, не связанного с вашингтонским истеблишментом. Подходивший под это определение Картер «прошел курс» на конференциях Трехсторонней комиссии. То же самое произошло с Клинтоном, когда также потребовался не запятнанный вашингтонской политикой демократ-центрист. Сделавшие на него ставку влиятельные круги даже обеспечили его регулярное участие в политических семинарах на одном из приморских курортов.
С Обамой дело несколько сложнее, так как пока неясно, какие на этот раз силы пытаются взять инициативу в свои руки, делая ставку на «демократа из народа». В Чикаго его поддерживали бывший либеральный сенатор-демократ Пол Саймон и тогдашний темнокожий мэр города Гарольд Вашингтон. У Обамы довольно много сторонников среди активистов Демократической партии в низах, его окружает плотный круг молодых профессионалов, прежде всего из Чикаго. Наиболее заметен в его окружении «стратег» избирательной кампании политтехнолог Дэвид Аксельрод. Это бывший журналист, уже поработавший в избирательных кампаниях нескольких видных политиков.
Барак Обама против Хиллари Клинтон
Когда Аксельрод показал посвященный Обаме видеоролик на одной из встреч с избирателями Северного Чикаго, люди спонтанно зааплодировали, увидев раздел о прошлой работе претендента на президентский пост в Южном Чикаго. Жители зажиточной части мегаполиса прекрасно представляют себе южную, рабочую окраину города и понимают, сколько подвижничества и одновременно организационных способностей требуется в подобных условиях. Опыт работы в Чикаго – один из главных козырей Обамы-политика. Второй козырь – антивоенная позиция, позволяющая опереться на антивоенные настроения населения.
Именно на эти два момента Обаме приходится делать упор в борьбе с главным соперником в Демократической партии – Хиллари Клинтон, сенатором от штата Нью-Йорк и женой бывшего президента Билла Клинтона. У Клинтон сильные политические позиции, созданные за годы совместной с мужем политической деятельности: список спонсоров из нескольких десятков тысяч имен, огромный предвыборный фонд, тесные связи с традиционными опорами демократов – профсоюзами, организациями меньшинств, в том числе и афро-американскими. У 59-летней Хиллари значительный опыт участия в политике (в избирательных кампаниях мужа и своей – как сенатора). В сравнении с ней Обама – новичок, которому, казалось бы, не на что рассчитывать. В конце марта опрос журнала «Тайм» дал Клинтон 31% голосов избирателей-демократов, Обаме – 24% и Джону Эдвардсу – 16%.
Тем не менее в начале апреля сторонники Обамы отпраздновали крупный успех. Тогда были объявлены первые результаты кампании по сбору пожертвований. Предвыборная касса Клинтон составила 36 млн. долл., причем 10 млн. были взяты из фонда ее недавней сенатской предвыборной кампании, а 26 млн. собраны непосредственно на цели борьбы за президентский пост. В то же время Обама за три месяца собрал 25 млн. долл., что всего на 1 млн. долл. меньше поступлений в фонд Клинтон. И что самое важное – эти деньги поступили от 100 тыс. спонсоров, то есть вдвое большего числа, чем у Клинтон. Это говорит о наличии у Обамы значительного числа активных сторонников, к тому же способных добавить ему еще денег (спонсоры Клинтон внесли пожертвования в предельных размерах, в то время как сторонники Обамы еще не исчерпали своих норм). Кроме того, Обама может использовать из названных средств 23,5 млн. долл. на первичные выборы, удовлетворяя самую неотложную потребность в средствах.
Это, казалось бы, чисто финансовое извещение определяет ход дальнейшей борьбы среди демократов: главными соперниками на выдвижение их кандидатур ныне определенно стали Клинтон и Обама. Именно взаимное противостояние будет несколько ближайших месяцев определять их действия. На недавней пресс-конференции Обама заявил, что его не устроит пост вице-президента. «Но ведь сочетание имен Клинтон и Обама – весьма сильный «билет», не так ли?» – спросил один из журналистов. «Смотря в каком порядке», – ответил сенатор.
Можно ли предсказать дальнейший ход этой борьбы? Видимо, до этапа первичных выборов это делать слишком рано. По той простой причине, что избирательная борьба в США таит неожиданности. Это особенно характерно для ее нынешнего цикла, когда впервые главными фаворитами среди демократов стали представители слоев, дотоле и близко не подступавшихся к высшему государственному посту. Сам этот факт делает нынешнюю президентскую гонку особенно захватывающей. А если при этом иметь в виду вызванный непопулярной войной кризис власти в США, то нынешняя кампания обещает быть вдвойне необычной.
А Хиллари Клинтон делает ставку на опыт. Фото Reuters |