Сеголен Руаяль прекрасна и бескомпромиссна.
Фото Reuters
22 апреля во Франции пройдет первый тур президентских выборов. Жак Ширак переизбираться не намерен. Основная борьба развернулась между лидером правых, главой МВД Николя Саркози и кандидатом от Соцпартии Сеголен Руаяль.
Мадам, мсье, откуда деньги?
Противостояние ведущих претендентов во Франции называют «дуэлью Сего–Сарко». В январе глава МВД, который ранее шел вровень со своей соперницей, впервые вырвался вперед. Согласно опросу Ifop, проведенному на прошлой неделе, в первом туре Саркози лидирует с 33,5% (против 26% у Руаяль). Во втором туре он получил бы 54%. Оба кандидата стараются учесть настроения электората. Судя по социологическим исследованиям, французы так ранжируют приоритеты: борьба с безработицей, обуздание роста цен, противодействие насилию и преступности, повышение покупательской способности.
Саркози – прирожденный оратор. В начале февраля он активно общался в прямом эфире с народом. За два часа глава МВД ответил на 100 вопросов. Он представил свои позиции по всем основным вопросам: безработица, жилищная сфера, преступность, пенсионная реформа, 35-часовая рабочая неделя и образование, экономический рост. Саркози даже успел призвать выходцев из стран Магриба не резать баранов в квартирах и высказаться против усыновления детей однополыми парами.
В своей программе, представленной 11 февраля, социалистка предложила свои рецепты решения внутренних проблем. «Президентский пакт Руаяль – всего лишь вариация того, что предлагал Лионель Жоспен в 2002 г. При этом масса вопросов так и не решена. Это касается, в частности, экономической политики», – считает директор по научной работе парижской Школы высших исследований социальных наук, профессор Жак Сапир.
В целом программы Руаяль и Саркози похожи. Но ни одна из них не дает ответа на вопрос, как предложенные кандидатами меры будут финансироваться. Единственное, что можно сказать наверняка: и Руаяль, и Саркози надеются, что экономический подъем увеличит налоговые поступления в казну. Между тем внедрение мер любого из этих двух кандидатов, по предварительным оценкам французского Института предпринимательства, обойдется бюджету примерно в 50 млрд. евро.
И все же почему Руаяль стала такой популярной во Франции? «СМИ сделали ее своей героиней, – говорит Жак Сапир. – Представьте себе женщину, которая говорит очень эмоционально, с большим чувством, пускай и мало по сути. Ее успех чем-то похож на популярность, которой пользуется сейчас сенатор-демократ Барак Обама, вступивший в предвыборную гонку в США». По мнению эксперта, популярность Саркози основывается на его восприятии как правого политика – современного и очень активного. «Это человек, который говорит языком, понятным населению. У него очень глубокие политические убеждения. В его пользу играет возраст – он относительно молод для французского политического класса».
Сего–Сарко или Сего–Ле Пен
В то же время вокруг Саркози витает некоторая неопределенность: известно, что избиратели, которые голосуют за крайне правого Жан-Мари Ле Пена, зачастую не признаются в своем выборе в опросах. Сейчас Ле Пен, по данным Ifop, может рассчитывать на 10%. Этот феномен наблюдается в выборах уже несколько лет. Таким образом, вполне возможно, что часть респондентов, заявивших, что будут голосовать за Саркози, в день выборов выскажутся в пользу Ле Пена. Есть оценки, что реальный потенциал Саркози не превышает 24–26%, а Ле Пена поддерживают около 20%. При таком раскладе некоторые наблюдатели не исключают, что во втором туре избиратели окажутся перед выбором: Руаяль или Ле Пен.
«Саркози никогда не станет президентом Франции!»
Николя Саркози Поль де Надьбочай родился 28 января 1955 года в Париже. Сарко, как его часто называют, – сын венгра и гражданки Франции. Отец Саркози из дворянской семьи, которая бежала из Венгрии в 1944 г. после прихода советских войск. Французское гражданство Поль получил после 5-летней службы в рядах Французского иностранного легиона в Алжире. Мать Николя Саркози – дочь хирурга, еврея сефарда.
Отец Саркози ушел к другой женщине, оставив жену с тремя детьми, когда Николя было 4 года. Разбогатевший Поль не оказывал поддержки своей первой семье. Николя с братьями воспитывал дед, убежденный голлист.
Саркози страдал от своих недостатков (низкорослый, из бедной семьи, без отца...). В частной католической школе он не чувствовал себя настоящим французом, хотя так и не научился говорить по-венгерски. Саркози получил степень бакалавра права в Университете Париж-X (Нантерр). Впоследствии он учился в Институте политических исследований в Париже (Science Po), став специалистом по деловому праву.
В 28 лет Саркози стал самым молодым мэром во Франции. Нойи-сюр-Сен – богатый пригород Парижа – оказался хорошим стартом для яркого политика. В Нойи Саркози в 1993 г. лично участвовал в освобождении детей, взятых террористом в заложники в детском саду.
В том же 1993 г. Саркози стал министром-делегатом по вопросам бюджета в правительстве Эдуара Балладюра. Именно Балладюра Сарко поддержал на президентских выборах в 1995 году. Жак Ширак, вышедший из той гонки победителем, воспринял это как предательство. С тех пор отношения между Шираком и Сарко не заладились. Политик вскоре потерял престижный пост. Однако в 2002 г. он вернулся в большую политику – на этот раз министром внутренних дел в кабинет Жан-Пьера Раффарена. Ширак, несмотря на неприязнь, попросту не мог игнорировать растущий вес политика. В марте 2004 г. в результате перестановок в кабинете Саркози стал министром финансов. А в ноябре того же года он возглавил еще и правящую партию – Союз за народное большинство. В июне 2005 г. Сарко уже в правительстве Доминика де Вильпена во второй раз возглавил МВД. Кроме того, Саркози является госминистром, то есть вторым человеком в правительстве.
Еще в 2004 г. Николя Саркози открыто признавался, что будет участвовать в борьбе за президентское кресло в 2007 г. Он сказал, что думает об этом, даже «когда бреется». Его не смущает некогда сделанное отцом предупреждение: «Саркози никогда не станет президентом Франции. Такое возможно лишь в США». «То, кем я стал, – это плод унижений, которые я перенес в детстве», – скажет политик впоследствии.
Саркози женат вторым браком. У него трое детей.
Политическое ралли Дакар–Париж
Мари-Сеголен Руаяль родилась 22 сентября 1953 г. в Дакаре (Сенегал). Ее родители – артиллерийский офицер Жак Руаяль и Элен Дейэ в течение девяти лет произвели на свет восемь детей. Отец нередко говорил, что у него «пятеро детей и три дочери». Сеголен с трудом переубедила отца, что и девочки должны получить образование. К его удивлению, дочь вскоре поступила в элитный университет. В 19 лет она подала на отца в суд, в конечном счете заставив его развестись с матерью и платить алименты детям.
Сеголен окончила Национальную школу администрации (ENA), где училась на одном курсе с нынешним премьер-министром де Вильпеном. С конца 1970-х она состоит в гражданском браке с первым секретарем Социалистической партии Франсуа Олландом. У них четверо детей.
Политическая карьера Руаяль началась в 1982 г., когда молодую сотрудницу суда заметил советник президента Франсуа Миттерана. Впоследствии она трижды избиралась в Национальное собрание Франции. В правительстве социалиста Лионеля Жоспена в 1997 г. Сеголен Руаяль была министром-делегатом по образованию, а с 2000 по 2002 г. – министром-делегатом по делам семьи и детства.
«Демократический альянс с Россией»
На днях Сеголен Руаяль впервые рассказала о том, какую политику Франция будет проводить в отношении России, если она победит на президентских выборах. «Французский и российский народы все еще недостаточно знают, но уважают друг друга, – считает социалистка. – Россия по праву относится к пространству европейской цивилизации». Руаяль пообещала, что будет укреплять эту связь. «Но я буду бескомпромиссна, если потребуется осудить попрание прав человека, военные преступления в Чечне или убийство в центре Москвы такой исключительной женщины, какой была Анна Политковская», – сказала она.
Насколько верны утверждения, что «русский и французский народы недостаточно знают друг друга»? Мадам Руаяль, похоже, опять оговорилась. Вообще высказывания социалистки по внешнеполитическим темам не раз оказывались скандальными. Так, она открыто восхищалась эффективностью судебной системы Китая, где ежегодно приводят в исполнение тысячи смертных приговоров, рассуждала о необходимости отделения Квебека от Канады...
Высказывания Саркози о России выглядят более взвешенными. Осенью прошлого года в интервью аналитическому французскому журналу «Лучший из миров» Сарко говорил: «Можно определенно сказать, что Россия – великая страна и Путин сделал немало позитивного. В то же время надо спрашивать с него объяснения по Чечне, по его позиции в отношении Грузии и Украины». По словам министра, такие вопросы не призваны «унизить национальные чувства». Сарко привел в качестве примера президента США Джорджа Буша, который, принимая председателя КНР, спрашивал у него о судьбе политзаключенных. «Я как-то не заметил, что от этого сократилось количество контрактов между США и Китаем», – заметил Саркози.
По его словам, Россия – «великая держава будущего».
«Необходим демократический альянс между Европой и Россией», – считает Саркози. Что будет представлять из себя такой альянс, политику, видимо, еще предстоит для себя решить.
Фото Reuters