0
1274
Газета Дипкурьер Интернет-версия

25.12.2006 00:00:00

Сейсмоопасная зона-2007


«Новая стратегия» Джорджа Буша может привести к обострению обстановки на Ближнем Востоке.
Фото Reuters

Наследство, достающееся 2007 году от года уходящего, отмечено видимым сужением тем международной жизни. Охватывая взглядом политическую карту мира, убеждаешься, что каких-то ожидаемых крупных событий в целом ряде важных регионов ожидать не приходится. НАТО и Евросоюз держат паузу после серии поспешных приемов новых участников; в ряде крупных стран (США, Великобритания, Франция) на первый план выходят внутриполитические проблемы, в первую очередь связанные с выборами и сменой лидеров.

Разумеется, на виду по-прежнему будут оставаться такие унаследованные от предыдущих лет явления, как трансформация силовых полей великих держав, в частности, связанная с экономическим возвышением Китая и Индии и превращением России в энергетическую сверхдержаву. Болевой точкой мировой политики остается обострившаяся в 2006 году проблема ядерных программ Ирана и КНДР. Сохранятся так же, как некое хроническое заболевание, глобальные угрозы, прежде всего терроризм.

Крупный очаг конфликтов

Ближний Восток остается основным регионом, концентрирующим риски – военные и политические. В новый год регион входит с вооруженными стычками группировок на палестинских землях, ранами от израильского вторжения в Ливан и внутриполитическим эхом этой операции – противостоянием между ливанскими политическим силами. Но главным военным очагом остается операция США в Ираке.

Под занавес года в США появилась самая авторитетная оценка хода иракской войны американскими политиками – доклад двухпартийной Исследовательской группы по Ираку (ИГИ), возглавляемой бывшим госсекретарем США Джеймсом Бейкером и экс-конгрессменом Ли Гамильтоном.

В документе нет открытий, но содержится полезное обобщение информации о войне в Ираке. Отмечается, что в этой стране одновременно происходят сразу несколько конфликтов. Прежде всего идет война между войсками США и багдадской власти, с одной стороны, и суннитским сопротивлением совместно с международными террористами, с другой. Разгорелись столкновения между вооруженными силами шиитов и суннитами, от которых все больше страдает мирное население. Наконец, существуют политические разногласия между курдами и арабами и соперничающие течения среди политиков-шиитов.

Оценивая ситуацию в Ираке как крайне неблагоприятную для США, авторы доклада напоминают о высокой стоимости войны: около 3 тыс. убитых и 21 тыс. раненых американцев, расходы в размере почти 400 млрд. долл., которые в будущем вместе с пенсиями и прочим достигнут астрономической суммы в 2 трлн. долл.

Предлагается впредь доверить ведение боев исключительно иракской армии, укрепив ее американскими военными советниками, новыми вооружениями и техникой. Нынешние власти должны получить четкие задания по срокам наведения порядка в стране.

Джордж Буш внешне нейтрально отнесся к рекомендациям группы Бейкера–Гамильтона, которую он рассматривает лишь как один из экспертных советов. По словам Буша, он не будет отказываться от своих целей в Ираке и по-прежнему рассчитывает на победу. Вместе с тем назначение вышедшего из состава Исследовательской группы по Ираку Роберта Гейтса министром обороны США дает повод предполагать, что советы ИГИ будут учтены. В ответ на вопрос сенатора Карла Левина о том, одерживают ли США победу в Ираке, Гейтс ответил кратким «нет». Но он, оказывается, надеется выправить состояние дел. Судя по докладу ИГИ, его рецепт успеха – упомянутая «иракизация» войны.

Дипломатия в помощь

Среди советов Белому дому о том, как поправить дела в Ираке, выделяются рекомендации внешнеполитического плана. Их дают Белому дому многие, в докладе ИГИ они вообще находятся на центральном месте. При этом самой сенсационной является рекомендация добиться содействия со стороны Сирии и Ирана.

Сенсационна и сама по себе фразеология доклада – Бушу советуют провести переналадку (оverhaul) внешней политики. Важнейшими направлением такой починки должно стать прежде всего формирование «Группы международной поддержки» в составе соседних с Ираком стран, арабских государств и постоянных членов СБ ООН. Кроме того, следует заняться решением палестино-израильской и сирийско-израильской проблем как первопричины конфликтов региона и причины стойких антизападных настроений его населения.

Обращение к этой первооснове отражает давление на Вашингтон со стороны умеренных арабских режимов, отказывающихся сделать что-либо значимое в пользу стабилизации в Ираке в отсутствие реальных шагов США в пользу ближневосточного урегулирования. Вместе с тем они близки к более сбалансированному подходу к Ближнему Востоку, который в свое время пытался проявить Джордж Буш-старший (у него Бейкер, а затем другой участник ИГИ Лоренс Иглбергер были госсекретарями).

Показательны последствия этих рекомендаций. Ими недовольны израильские власти, усматривающие во всей этой схеме угрозу давления на Тель-Авив. А вот Дамаск и Тегеран не стали спешить с реакцией на этот проект, причем сирийцы сразу продемонстрировали свой интерес к переговорам с Израилем.

Наконец, свое «нет» сказала госсекретарь США Кондолиза Райс. На встрече с сотрудниками редакции газеты «Вашингтон пост» она указала на неприемлемую для США цену сотрудничества с Дамаском и Тегераном: первый захочет сохранить доминирующее влияние в Ливане, а второй потребует смириться с его ядерной программой. США не могут на это пойти, пояснила Райс. В сухом остатке от этих дискуссий остается лишь осознание в Вашингтоне необходимости более энергичных внешнеполитических действий в подкрепление кампании по «иракизации» войны. При этом главным направлением этих усилий становится завоевание более энергичной поддержки со стороны умеренных арабских режимов, прежде всего Египта, Саудовской Аравии и Иордании, а также со стороны Турции и содействия со стороны западных стран.

Регион на перепутье

В оценках ситуации в Ираке эксперты прибегают к образу рыцаря, оказавшегося на развилке дорог: направо поедешь – коня потеряешь, налево – жизнь. Выбор невелик.

Подобный образ прежде всего применим к военной ситуации в Ираке. По мнению экспертов, если Багдаду не удастся остановить межобщинную рознь, она перерастет в войну «всех против всех», но в первую очередь шиитов против суннитов. Хотя не исключен и раскол внутри самих этих общин. И вовлечение в вооруженную борьбу курдов, имеющих свою армию и свои взгляды на будущее севера Ирака.

Не только страны – весь регион оказался у развилки дорог. Ныне в ходе обсуждения вариантов действий в Ираке выявились свидетельства широкого вовлечения в события в этой стране других государств региона. В первую очередь свидетельства влияния Ирана на шиитскую часть населения страны, в том числе в форме поддержки военизированных формирований («бригады Аль-Бадр») и политпартий.

За этим, оказывается, помимо США весьма ревниво следят арабские страны, опасающиеся как превращения Ирака в шиитское государство, так и укрепления позиций шиитов в масштабах региона. Ранее в одной из стран Персидского залива прошло совещание представителей арабских разведслужб, на котором обсуждалась угроза распространения влияния шиитов. Власти ряда арабских стран боятся даже возможных восстаний шиитских меньшинств на их территории.

Ныне эта проблема поднята на политический уровень. Король Саудовской Аравии Абдалла на встрече с вице-президентом США Диком Чейни 25 ноября с.г. сказал, что Эр-Рияд отойдет от своей позиции невмешательства в Ираке, если Вашингтон бросит эту страну на произвол судьбы. В таком случае, сообщил он, Саудовская Аравия окажет поддержку иракским суннитам – станет передавать им деньги и оружие. Эта проблема беспокоит и другие государства зоны Персидского залива. Еще одна заинтересованная страна – Турция. Анкара готова сделать все, что в ее силах, чтобы не допустить возникновения на ее границах независимого курдского государства. Многие эксперты не исключают даже вооруженного вмешательства Турции в Ираке, если курды в северной части этой страны попытаются создать свое независимое государство.

Все это говорит об опасности разрастания конфликта. Учитывая важность Ближнего Востока – его густонаселенность и ключевую роль в поставках нефти на мировой рынок, сложно прогнозировать масштабы последствий приближающейся катастрофы.

В начале 2006 года Джордж Буш должен провозгласить «новую стратегию», направленную на то, чтобы переломить неблагоприятную тенденцию в Ираке. Американский президент рассчитывает, что какой-то обновленный набор рецептов и, возможно, временное увеличение численности американских войск помогут одержать победу. Но нельзя исключать и того, что это «еще одно усилие» лишь усугубит проблему и приведет к обострению военной обстановки. В любом случае у Буша осталось не так уж много времени для принятия решений и их выполнения – уже в начале 2008 года, когда начнет разгораться предвыборная кампания, президенту надо будет продемонстрировать позитивный эффект нового курса, а к моменту самих выборов в ноябре – его заметные итоги.

«Новая стратегия» Джорджа Буша может привести к обострению обстановки на Ближнем Востоке.
Фото Reuters

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
654
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2383
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1585
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1212

Другие новости