В начале декабря премьер-министр Андраник Маркарян посетил обе российские столицы, чтобы в торжественной обстановке закрыть Год Армении в России. В помпезном мероприятии участвовали высокопоставленные представители российского правительства. И гости, и хозяева не скупились на взаимные комплименты, суть которых можно выразить в короткой формулировке: Армения – стратегический партнер России не только на Южном Кавказе, но и в мире. На первый взгляд, так оно и есть. Однако при этом в российско-армянских отношениях стала понемногу проявляться новая тенденция. Ереван не в ущерб отношениям с Москвой пытается наладить подобные же отношения с Западом. И попытки эти уже почти не камуфлирует.
Армения никак не может сетовать на неважные связи с США и Европой. Однако в сравнении с соседней Грузией она существенно отстала в интеграционных процессах с мировыми институтами и начинает отставать в сравнении с Азербайджаном, четко обозначившим направление вектора. Ереван это не озаботить никак не может. Вопрос в том, как к сотрудничеству, скажем, с НАТО отнесется Россия? Поймет ли она в определенном смысле вынужденные ходы Еревана, не желающего отставания, угрожающего изоляцией в регионе? Как показывает опыт, вряд ли.
Ряд армянских политологов считают, что движение Армении в сторону Запада предопределяют несколько факторов, суть главного из которых сводится к тому, что Москва из стратегического партнерства получает больше, чем Ереван. «Почти все относительно значительные промышленные объекты Россия прибрала к рукам за счет государственного долга. Поначалу общественность с оптимизмом смотрела на происходящее, но его сильно поубавилось, когда по прошествии времени перешедшие в российскую собственность заводы и фабрики, способные разрешить проблему безработицы, так и не заработали, за исключением считанных единиц – например, алюминиевого комбината. Недавняя же передача в собственность «Газпрома» газопровода, связывающего страну с Ираном, просто возмутила население страны», – заявил «НГ» директор Центра глобализации и стратегических исследований Степан Григорян. Сюда же стоит добавить, что такого рода проекты обсуждаются кулуарно, общественность узнает только о факте состоявшейся сделки.
Другой армянский политолог Степан Сафарян в числе факторов, способных ухудшить отношения, считает ставку Москвы в приближающихся парламентских и президентских выборах на нынешние власти, уровень доверия к которым электората снижается. «Российские политические круги строят отношения только с действующими властями. Я бы не сказал, что они как-то реально озабочены приближающимися выборами. Возможно, ближе к ним Москва станет внимательнее и активнее изучать внутреннюю ситуацию и начнет выстраивать более разнообразные отношения. Но сейчас такого нет», – сказал Сафарян «НГ».
Третий фактор, несомненно, негативно повлиявший на межгосударственные отношения, – серия убийств армян в России в короткий временной отрезок. Несмотря на то что власти и Армении, и России не скупились на объяснения по поводу того, что преступления совершены не на национальной почве, а носят чисто криминальный или социально-бытовой характер, а их количество является совпадением, но не «заказной серией», в армянском обществе сформировалось несколько иное мнение.
Степан Григорян в предопределенности изменения внешнеполитического курса Армении усматривает и интенсификацию военного сотрудничества Москвы с Баку. «Армения – член ОДКБ и вправе рассчитывать на особенные отношения с Россией. Когда уровень российско-азербайджанских отношений в военной сфере становится сопоставимым с уровнем российско-армянских, то у Еревана, находящегося в условиях военной конфронтации с Баку, появляются вопросы к Москве», – заявил Григорян «НГ». Соответствующие настроения – и у населения, прочную привязанность к Москве до недавнего времени оправдывавшего нерешенностью карабахской проблемы и видевшего в России союзника. «Теперь по карабахской проблеме у России нейтральная позиция. В противовес США стали оказывать непризнанной республике прямую помощь, добились включения в план урегулирования карабахского конфликта пункта о проведении референдума», – сказал политолог «НГ». Все это, по его словам, создает почву как для изменения настроений в армянском обществе, так и для коррекции внешнеполитического вектора Армении.