В конце этой недели в столице Вьетнама Ханое состоится очередной показ «национальной моды», интересующий, правда, почти исключительно политическую аудиторию. Такова традиция ежегодных саммитов Азиатско-Тихоокеанского сообщества – их участники на прощание фотографируются в традиционных рубашках страны-хозяйки. В прошлом году это были цветастые корейские наряды, сейчас – вьетнамские.
Но до того, как им представится возможность надеть непривычные одеяния и выстроиться перед фото- и видеокамерами, президентам и премьер-министрам предстоят два дня плотных общих дискуссий и двусторонних встреч.
АТЭС – сравнительно молодая организация. Она возникла в 1989 году под лозунгом продвижения «свободы торговли» и в надежде стать «регионом XXI века». АТЭС соединила самые экономически мощные страны – США и Японию с наиболее динамично развивающимися странами Восточной и Юго-Восточной Азии, добавив к ним еще десяток стран по берегам Тихого океана. В него были также приняты Индия и Россия.
Ныне АТЭС включает, как принято в ней говорить, 21 «экономику». Именно, не страну, а экономику. Это определение позволяет избежать политического спора, поскольку в организации участвует не только КНР, но и Тайвань, который, чтобы не противоречить принципу «одного Китая», называют «Китай, Тайбэй». На саммитах последний представлен не президентом, а официальным лицом более низкого ранга.
На долю АТЭС приходится около 60% мирового ВВП, 50% объема внешней торговли и более 50% населения планеты. Это если все страны сложить вместе. В действительности АТЭС так и не стала интегрированной экономической организацией, а служит в основном форумом, дискуссионной площадкой. Это проявляется даже в том, что АТЭС не базируется на обязывающих всех договорах и соглашениях, обязательства в нем принимаются путем консенсуса и выполняются на добровольной основе.
В то же время у АТЭС есть объявленные цели. В их числе принятые в 1994 г. «Богорские установки», предусматривающие создание к 2010 г. условий свободной торговли и инвестиций в промышленно развитых странах и к 2020 г. – в развивающихся. И все же внимание привлекают не столько процессы внутри АТЭС, сколько его глобальные инициативы в области торговли. Так, один из саммитов этой организации дал толчок Дохийскому раунду торговых переговоров.
Со временем организации АТЭС вышла за рамки тематики чисто торгово-экономических связей. Начиная с 2001 года на саммитах этой организации звучат то декларации против терроризма, то планы борьбы с эпидемиями атипичной пневмонии и птичьего гриппа. Каждый саммит – это еще и серия двусторонних встреч, посвященных как международным проблемам, так и связям между конкретными странами.
Ныне даже делается попытка провести в кулуарах Ханойского саммита встречу участников шестисторонних переговоров по северокорейской ядерной проблеме, но без самой КНДР. Их предложил министр иностранных дел Японии Таро Асо, не смутившийся того, что Пхеньян увидит в этом обращенный к нему негативный жест.
И все же торгово-экономические вопросы остаются стержнем деятельности АТЭС. Новое в этой области – различные интеграционные планы, каждый из которых имеет свой политический подтекст.
Первый план воплотился в принятом в декабре 2005 года в Куала-Лумпуре решении о формировании Восточноазиатского сообщества в составе стран АСЕАН и их трех партнеров – КНР, Японии и Южной Кореи. Эта схема базируется на уже работающем сотрудничестве «10+3» («десятка» АСЕАН и три названные страны) и отсекает от нее таких претендентов, как Индия и Австралия.
Структура «АСЕАН+3» уже прошла определенный путь экономической интеграции. К настоящему моменту КНР и Южная Корея уже заключили соглашения о свободной торговле с АСЕАН, а Япония подписала соглашения с Малайзией, Филиппинами и Сингапуром.
Недовольство тех, кто был обойден этой схемой, привело к тому, что позднее появился еще один вариант. В феврале нынешнего года Япония предложила подписать соглашение об экономическом партнерстве 16 стран. В это число помимо вышеназванных 13 государств были дополнительно включены Индия, Австралия и Новая Зеландия.
И этот вариант не стал последним. Он вызвал возражения со стороны Вашингтона, недовольного попыткой «провести линию водораздела посреди Тихого океана».
Ныне, как стало известно, США подготовили свое контрпредложение – идею превращения всего АТЭС в зону свободной торговли. В преддверии Ханойского саммита план заключения Соглашения о свободе торговли между странами – членами АТЭС рекламировал выезжавший в Токио, Пекин и Сеул заместитель государственного секретаря США по политическим вопросам Николас Бернс. Как ожидают, проект заявления АТЭС на эту тему будет представлен на предстоящем саммите в Ханое.
Показательно, что в Токио не возражают против американской идеи. Там готовы считать Соглашение об экономическом партнерстве своего рода подготовкой к созданию зоны свободной торговли в рамках всего АТЭС.
В случае подписания соглашения о свободной торговле АТЭС лишится характерной для него особенности – отсутствия обязывающих его участников правовых документов, но приобретет новое качество – станет торговым союзом. С учетом участия в АТЭС 21 «экономики», включая старых гигантов – США и Японию и новых – Китай и Индию, это будет крупнейшая в мире зона свободной торговли.
Россия имеет свои виды, связанные с ее принадлежностью к «региону XXI века». В 2012 году во Владивостоке состоится саммит АТЭС.
По словам губернатора Приморского края Сергея Дарькина, саммит «даст мощный толчок экономике края» и «восточной столицы России». На данный момент он примет форму отчислений 150 млрд. рублей из федерального бюджета. Деньги послужат освоению острова «Русский», строительству гостиниц, мостов, дорог, увеличению пропускных возможностей аэропорта и модернизации объектов коммунальной инфраструктуры.