В разных частях Ирака ежедневно гремят взрывы.
Июнь стал трагическим месяцем в истории российского присутствия в Ираке. Вооруженные автоматами люди средь бела дня напали на багдадской улице на группу сотрудников посольства России. Один россиянин погиб на месте, четверо были похищены. Появившийся в Интернете ультиматум составлен довольно грамотными для местных условий людьми: мы, дескать, прекрасно знаем, что Россия не участвует в иракской войне, но есть еще конфликт в Чечне┘ Позднее похитители объявили о намерении казнить захваченных людей.
Ни американское командование, ни новые иракские власти какого-либо содействия россиянам оказать не смогли. В определенной степени произошедшее служит иллюстрации обстановки в Ираке, запутанной и жестокой.
«Я заглянул ему в глаза»
Пятичасовой блиц-визит президента США Джорджа Буша в Ирак 13 июня был отмечен показной конспирацией и демонстративным оптимизмом. О подготовке визита были осведомлены лишь несколько человек, новый премьер Нури аль-Малики, ради встречи с которым прилетел Буш, узнал о предстоящей беседе лишь по прибытии в американское посольство. Беседа перед телекамерами свелась к обмену заверениями о поддержке.
Позднее, обращаясь к американским солдатам, собранным там же, в багдадской «зеленой зоне», Буш сообщил: «Я прилетел не только для того, чтобы поблагодарить вас, но и взглянуть в глаза премьер-министру аль-Малики и определить, предан ли он свободному Ираку так же, как и вы». «И я верю, что это так», – заявил Буш.
Показательно, что таким же приемом – «взглянул в глаза» – Буш объяснял свое расположение к президенту РФ Владимиру Путину после их первой встречи в Любляне в 2001 году. В нынешнем случае речь идет о том, что Буш увидел лидера, способного в будущем обходиться своими силами. Американские комментаторы считают, что Вашингтон нашел, наконец, иракского Хамида Карзая. Это явная заслуга посла США в Багдаде Залмая Халилзада, чьим успехом считается формирование режима в Кабуле.
«Администрация приняла важное внешнеполитическое решение поставить все фишки на правительство Малики и удвоить ставки, – заявил по этому поводу экс-посол Ричард Холобрук, известный как рупор Демократической партии США по внешнеполитическим вопросам. – Они делают ставку на то, что аль-Малики добьется успеха. Это очень серьезный груз для одного человека. Но я глубоко надеюсь, что они добьются своего. Иначе, трудно представить себе последствия».
Иракская война дороже вьетнамской
В середине июня Конгресс США одобрил бюджет Пентагона на финансовый год, начинающийся 1 октября, в размере 427 млрд долл. В него включены 50 млрд долларов на финансирование военных действий в Ираке и Афганистане, которых должно хватить примерно на один квартал. Далее придется выделять дополнительные средства, ориентировочно – 60 млрд долл. Всего объем уже выделенных ассигнований на войну (иракско-афганскую) достиг 450 млрд долл.
Аналитики Исследовательской службы Конгресса отмечают рост затрат на войну. В 2003 году, когда США вторглись в Ирак, на нее ушел 51 млрд долл., в 2004г. – 77,3 млрд долл, в 2005 г. – 87,3 млрд и в нынешнем она обойдется в 101,8 млрд долл. Даже в случае начала в этом году поэтапного вывода войск общие расходы на войну увеличатся еще на 371 млрд долл. Иначе говоря, нынешняя война будет стоить 811 млрд долл, что выше расходов на вьетнамскую войну с поправкой на инфляцию – 549 млрд долл.
«Эта цена превосходит даже прикидки на худший случай», – заявил конгрессмен-демократ Джон Спратт.
Хотя «ценник» войны и поднялся на новый уровень, но все же с учетом общих размеров ВВП, ныне приблизившегося к 13 трлн долл, это не такое бремя для американцев как война во Вьетнаме. И несравнимо меньшая утрата жизней военнослужащих США – 2,5 тыс. против 55 тыс. во Вьетнаме. Но тем не менее «усталость» американцев в связи с затяжным конфликтом становится очевидной. Она проявляется в низких рейтингах Буша, держащихся на уровне 30%.
Тема иракской войны стала одной из основных в схватках в конгрессе. При этом демократы рассчитывают использовать критику Белого дома и республиканской партии для того, чтобы на промежуточных выборах в ноябре возвратить себе большинство в одной или даже обеих палатах конгресса. Республиканцы же пытаются представить эту критику как проявление «пораженчества», направленное против военных. Это позволяет срывать попытки либерального крыла демократов поставить на голосование проект резолюции с указанием сроков ухода из Ирака.
Вывод войск
Одним из результатов визита Буша в Багдад стали все более твердые обещания представителей обеих сторон – коалиционной и иракской, что в этом году начнется поэтапный вывод иностранных войск. Сроки вывода, его масштабы и тем более дата завершения не называются. Первыми об отзыве своих 550 солдат объявило японское правительство. Японские военнослужащие, направленные в эту страну с небоевыми функциями, выедут из страны до конца июля. Их отзыв связывают с тем, что австралийские военные, обеспечивавшие безопасность в районе пребывания японской части, передали эти функции иракской армии.
По другой причине – в связи с созданием в стране левоцентристского правительства, обещавшего избирателям отозвать солдат, – до конца сентября отбудет из Ирака контингент итальянских военных. Как стало известно, генерал Джордж Кейси – один из командующих США в Ираке – подготовил план, по которому к концу 2007 года в стране останется 4–5 американских бригад вместо нынешних 14.
В рамках плана ускоренного создания иракской армии в нее поспешно набирают офицеров из старой армии. Сформированы 10 дивизий сухопутных войск, которыми командует генерал-лейтенант Абдул-Кадар. Его командный пункт открыт в мае при американском гарнизоне Camp Victory. Формируется танковая дивизия, на вооружение которой поступил дар из Венгрии – 77 танков Т-72 советского производства. Не планируется создание сколько-нибудь значительных сил военной авиации и ПВО. Получается, что авиация США может за полчаса уничтожить весь «венгерский подарок».
По оценке американского генерала Мартина Демпси, отвечающего за подготовку иракских войск, по крайней мере 49 иракских пехотных батальонов и 6 батальонов полиции способны «контролировать боевое пространство», а к концу нынешнего года иракские силы безопасности смогут держать под контролем до 75% территории страны.
Ныне заметно не только участие новых иракских сил безопасности в войне, но и изменение ее характера – все более явные проявления межобщинных и межконфессиональных трений. Возрастает роль полувоенных формирований, принадлежащих различным партиям, религиозным организациям, национальным общинам. Жизнь иракца часто зависит от того, кто контролирует его квартал днем и кто вторгается в него ночью. Показательны и попытки создавать на местах силы охраны порядка.
На этом фоне примечательна конфиденциальная служебная записка посла США в Ираке Залмая Халилзада о настроениях местных служащих дипмиссии. О ней стало известно благодаря английской газете «Индепендент». Посол сообщает, в частности, что работающие в посольстве иракцы стали чаще жаловаться на трудности своего проживания в Багдаде. В их кварталах появились люди со стороны, играющие роль своего рода «смотрящих» за порядком и нравами. Они придираются не только к слишком «неисламской», на их взгляд, одежде женщин, но и к шортам мужчин.
Сотрудникам посольства приходится скрывать место работы. Они прячут полученные от американцев «сотовые» телефоны, используют в разговоре условности. Трудно даже найти переводчиков на устные выступления – люди боятся показать публике свои лица. Посольству приходится уничтожать документы, в которых названы имена местных сотрудников. Как сообщает посол, иракцы, работающие в посольстве, часто интересуются тем, что предусматривается для них в случае, если американцам придется эвакуироваться из Багдада.