Председатель КНР Ху Цзиньтао выступает за доверительное партнерство с Москвой, направленное на стратегическое взаимодействие в ХХI веке.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В третьей декаде марта состоится запланированный визит в КНР президента России Владимира Путина. Он должен открыть Год России в Китае и провести переговоры с председателем КНР Ху Цзиньтао и другими китайским руководителями.
Отвечая в этой связи на вопрос китайского журналиста на пресс-конференции в начале февраля, Путин выразил надежду, что мероприятие «произойдет на самом высшем уровне и будет способствовать и дальнейшему укреплению отношений между нашими странами». Как ранее объявлено, следующий, 2007 год, в свою очередь, объявлен Годом Китая в России.
По словам президента РФ, «российско-китайские отношения являются очень важным фактором укрепления стратегической стабильности в мире».
«Мы смогли решить очень сложный вопрос в наших отношениях – вопрос о границе, – отметил президент. – Напомню, что 40 лет мы вели переговоры о государственной границе и наконец решили эту важную задачу, нашли приемлемые условия для обеих стран». По словам Путина, в прошлом году российско-китайский товарооборот составил 29 млрд. долл. и к 2010 году поставлена задача достигнуть показателя в 60 млрд. долл. «Это реально», – считает президент.
Предстоящий визит является частью регулярных контактов между руководителями обеих стран, которые имеют место также в форме встреч в кулуарах многосторонних форумов. Также ежегодно проводятся заседания межправительственной комиссии под руководством премьеров. Китай для России не только важный собеседник в международных делах, но и важный партнер в целом ряде областей. Значение этих отношений на протяжении последнего десятилетия непрерывно возрастало.
Высказывания Путина отражают характерную тенденцию в контактах лидеров обеих стран: в своих дискуссиях они все более переходят от общих тем политического взаимопонимания к решению конкретных, практических вопросов двусторонних связей.
Всемирной фабрике не хватает ресурсов
Название «Всемирная фабрика» ныне уже прочно закрепилось за Китаем. Страна, в которой проживает одна пятая населения планеты – 1,3 млрд. человек, за последнюю четверть века сначала стала источником снабжения почти всего мира сравнительно дешевыми потребительскими товарами, а затем и компьютерами, бытовой электроникой и электротехникой.
Поразительны темпы развития Китая за эти 25 лет: каждый год ВВП КНР увеличивался на 8–9% и вырос в семь раз. В прошлом году, добавив еще 9,9%, он достиг 1,98 трлн. долларов. Ныне Китай по этому показателю на четвертом месте в мире. Для сравнения: ВВП США ныне составляет 12,6 трлн. долл., Японии – 4 триллиона долл., России – 581 млрд. долл. По другому статистическому методу – показателю паритетной покупательной способности (ППС) – КНР уже на втором месте в мире (76% от американского).
Большие цифры становятся скромными при пересчете на душу населения – на одного китайца приходится около 1,5 тыс. долл. в год. Однако набранный темп позволяет рассчитывать на более значимые показатели в будущем – находящаяся у власти Компартия Китая обещает, что к середине XXI века население КНР достигнет «среднего уровня зажиточности».
Все эти достижения стали результатом курса Пекина на открытость и рыночные преобразования. Всемерно задействуется внешний фактор – иностранные инвестиции (ныне достигающие 600 млрд. долл.) и форсирование экспорта.
Достижения Китая особенно впечатляют, если учесть, что кроме трудового ресурса, а из природных запасов – каменного угля, в Китае не хватает практически всего остального.
Наиболее ограниченный ресурс – земля. На одного жителя страны приходится около 0,1 га пахотной земли. В большинстве районов Китая ощущается нехватка питьевой воды, не хватает пастбищ, мало лесов. Китай импортирует около половины необходимой для него нефти и располагает сравнительно скромными запасами природного газа.
Гонка за приростом ВВП заметно осложнила экологическую обстановку в Китае, и без этого непростую. По данным международных экологических организаций, 70% пресноводных водоемов страны загрязнены, задымление атмосферы – проблема целого ряда регионов и большинства крупных городов.
И все же, несмотря на все нехватки и экологические бедствия, главной проблемой КНР остается демографическая. Она, может быть, даже больше влияет на ситуацию в стране, чем какой-либо другой фактор, включая идеологию.
Из-за нехватки пахотной земли примерно 180 млн. крестьян заняты менее трех месяцев в году. В условиях, когда производительные силы сельского хозяйства практически исчерпаны, дальнейшее улучшение положения деревни может быть достигнуто лишь путем ее «разгрузки» от населения в пользу города. Этот процесс практически уже идет, в том числе и в форме временной миграции, но в городе есть и свои нуждающиеся в работе. В итоге, несмотря на бурный рост, китайская экономика пока может обеспечить рабочими местами чуть более половины из ежегодно добавляющихся 20 млн. пар рабочих рук.
Не случайно некоторые эксперты сравнивают развитие Китая с ездой на велосипеде – стоит замедлить движение, как усилится дисбаланс и обострятся социальные проблемы. Не изжита опасность усиления безработицы, дезорганизации финансовой системы, нехватки энергии и сырья и затоваривания. На этом фоне становится понятно, почему так напористо, а порой и жестко Пекин отстаивает свои торгово-экономические интересы.
Геополитический сфинкс
«Куда идет Китай?» – этот вопрос ныне в большой моде у экономистов, политологов и политиков. Экономисты спорят по поводу осуществимости планов развития КНР. Есть эксперты, которые считают, что китайцы раньше запутаются в своих проблемах и нехватках, чем выйдут на первое место в мире. Однако преобладает мнение, что намеченные Пекином рубежи не так уж недостижимы. Так, известная аудиторская фирма «Прайс Уотерхаус» выступила на днях с оценкой, что к середине века КНР по размерам ППС обгонит всю «семерку» самых развитых стран, хотя в долларовом исчислении ее ВВП будет и тогда отставать от американского.
Больше всего споров идет о геополитическом векторе движения Китая. Западные политологи часто вспоминают высказывание Наполеона о Китае как о «спящем гиганте». «И пусть спит!» – заметил гений Франции. Однако гигант уже в 1949 году, пользуясь выражением Мао Цзэдуна, «встал на ноги», а ныне достаточно высоко поднялся экономически. Отсюда гадания о том, как все же распорядится Китай своей новообретенной экономической и военной мощью.
Официальный Пекин спешит ответить на этот вопрос, подчеркивая, что прогресс КНР никому не угрожает. Однако получает на это неоднозначные отклики. В основном все же преобладает оценка, что Пекин жестко подчинил свою внешнюю политику задачам экономического развития, хотя иногда, отвлекаясь от цели, проявляет склонность к «самоутверждению». Жестко спорит с Токио по поводу Второй мировой войны, дружит с режимами, которые находятся в конфликте с Западом.
Два наиболее активных направления внешней политики Пекина выглядят как наиболее бесконфликтные. На востоке это страны Юго-Восточной Азии, а на севере и западе – Россия и другие страны, участвующие вместе с Китаем в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).
Особая статья – китайско-американские отношения, отмеченные одновременно диалогом и соперничеством. Между Пекином и Вашингтоном поддерживаются активные контакты по всей сфере политических отношений и крупномасштабные торгово-экономические связи. В то же время американцы явно пытаются помешать росту влияния Пекина в Азии.
Вашингтон загодя старается уравновесить растущую военную и экономическую мощь Китая: наращивает военную группировку на Тихом океане, укрепляет военный альянс Японией и вот-вот приступит к развертыванию на ее территории передового рубежа противоракетной обороны. Между американскими и китайскими компаниями разгорелось острое соперничество в борьбе за доступ к месторождениям нефти. Все идет к тому, что со временем Китай выйдет на роль главного соперника США на мировой арене, считают комментаторы.
«Доверительное» партнерство России и Китая
4 тыс. км российско-китайской границы – не просто линия на карте, а реально значимый фактор, соединяющий обе страны. Ушедший в прошлое идеологический конфликт на негативном опыте убедил Москву и Пекин в том, насколько большой вред способны нанести трения между государствами-соседями.
Со времени окончания холодной войны в ее восточном варианте создана прочная правовая база добрососедских отношений и партнерства между двумя странами. Прежде всего это заключенный в 2001 году Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, а также относящаяся к октябрю 2004 года договоренность по островам на Амуре и Аргуни – этим была окончательно закрыта пограничная проблема.
Общие подходы к оценке глобальных процессов отразились в подписанной в 2005 году лидерами обеих стран – президентом РФ Владимиром Путиным и председателем КНР Ху Цзиньтао Совместной декларации РФ и КНР о международном порядке в ХХI веке.
Москва и Пекин определяют свои отношения как «стратегическое партнерство» или даже «доверительное партнерство, направленное на стратегическое взаимодействие в ХХI веке». Показателен упор на термин «доверительность», что подразумевает как минимум отсутствие сомнений и подозрительности в отношении намерений друг друга. А по максимуму может предполагать оказание взаимной поддержки даже в тех случаях, когда это не оговорено в официальных документах. В общем, еще не союз, но уже не просто «дружба».
Как известно, обе страны не имеют каких-либо общих структур военного сотрудничества, нет даже чего-либо похожего на Совет Россия–НАТО. Это, однако, не мешает тесным военно-техническим связям, которые, по оценкам, ежегодно приносят России от 1,2 до 2,8 млрд. долл., а Китаю позволяют оснастить свои войска, прежде всего ВВС и ВМС.
Первые совместные военные учения, проведенные в августе 2005 года на побережье Желтого моря, были по-разному разъяснены российскими военными и дипломатами. Первые ссылались на сотрудничество в рамках ШОС, а вторые – на двусторонние договоренности по части борьбы с терроризмом. При этом сам сценарий учений предусматривал не столько поимку террористов, сколько типовую высадку десанта. Это дало повод для утверждений зарубежных СМИ, что КНР использовала учения для отработки способов военного решения тайваньской проблемы.
Стратегическое партнерство между Москвой и Пекином позволяет подкрепить проповедуемую ими концепцию многополярности мира – оно усиливает позиции обоих в международных делах. И позволяет также решать более конкретные, в частности региональные задачи. Этому способствует и их положение неофициальных сопредседателей ШОС.
Все более заметная озабоченность лидеров Запада «китайским фактором» побуждает их лишний раз воздерживаться от чрезмерного давления на Кремль – они опасаются, что «подтолкнут Россию в сторону Китая».
Нефть в обмен на ширпотреб
На фоне развитого политического партнерства вряд ли можно удовлетвориться состоянием торгово-экономических связей между Россией и Китаем даже с учетом их сравнительно быстрого роста за последние пять лет. На их структуре негативно отразилась доминирующая тенденция в развитии КНР: растущая самодостаточность ее экономики в готовой продукции и усиливающийся голод в нефти и сырье. Китайский импорт из России все более сводится к закупкам нефти, а машины и оборудование составляют в нем лишь 3%. Со строительством нефтепровода Тайшет–Сковородино (первой очереди магистрали через Сибирь к Тихому океану) он станет главной экспортной артерией. Но все же хватит ли у нас нефти и леса, чтобы выполнить установку на доведение двустороннего товарооборота к 2010 году до 60–80 млрд. долл. в год?
Не случайно председатель российского правительства Михаил Фрадков, участвовавший в ноябре 2005 года в заседании межправительственного комитета по торгово-экономическому сотрудничеству, заявил сразу же по прибытии в Пекин: российская сторона готова принять участие в развитии китайской обычной и атомной энергетики. Но его слова как бы повисли в воздухе.
А ведь речь идет о двух важнейших направлениях, в которых россияне достаточно конкурентоспособны, где новые контракты могли серьезно подправить структуру торгово-экономических отношений.
Есть еще ряд перспективных идей, которые могли бы заметно улучшить ситуацию. Это проекты энергомоста Россия–Китай и Азиатско-Европейского транзитного пути. Кроме того, российские бизнесмены из Российско-Китайского делового совета составили интегрированный пакет в составе около 150 предложений об инвестициях объемом до 9,5 млрд. долл. Главным образом они касаются развития торговых связей с Северо-Востоком Китая и реконструкции его промышленной базы, когда-то самой развитой в Китае, а ныне весьма отставшей от современных требований.
Надо отметить, что в силу разных причин российские компании оказались в стороне от крупнейших китайских строек, осуществляемых с участием иностранных компаний – строительства крупнейшей в мире ГЭС «Санься» на Янцзы и газопровода из Западного Китая в Центральный. Им следовало бы действовать с большей напористостью – так, как это делают китайские партнеры.
Есть и еще одна тема в российско-китайской торговле, как бы ускользающая от внимания официальных властей, – деятельность российских «челноков» и использование китайскими торговцами «серых» и «черных» схем растаможивания. Подобный оборот, исчисляемый в миллиардах долларов, лишает российскую казну значительных доходов.
В число других важных вопросов российско-китайских связей входит тема временной миграции граждан КНР. Как известно, шумиха в СМИ по поводу «заселения китайцами российского Дальнего Востока» в последнее время спала, так как не получила подтверждения реальными цифрами. Однако есть другой аспект проблемы – возможность организованного использования китайской рабочей силы на базе временных контрактов, но решить его можно только в тесном взаимодействии с властями КНР.
Наконец, возникшая в последние месяцы экологическая проблема требует выработки новых документов договорного плана, которые могли бы обеспечить соблюдение обеими сторонами природоохранных норм по обе стороны границы и создать правовую базу для урегулирования возникающих при этом споров. В нынешний Год России в Китае – самое время поплотнее заняться решением практических вопросов, так как именно это в конечном счете определит реальное содержание стратегического партнерства между Россией и Китаем.
Атомная энергетика
1992 год. Заключено Межправительственное соглашение между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой о сотрудничестве в сооружении в КНР атомной станции и предоставлении Китаю государственного кредита.
1997 год. Подписан Генеральный контракт на сооружение Тяньваньской АЭС, одного из крупнейших объектов экономического сотрудничества между КНР и Российской Федерацией.
Выполнение обязательств по проектированию АЭС, поставке оборудования и материалов, выполнению монтажных работ, вводу станции в эксплуатацию, обучению китайского персонала было возложено на ЗАО «Атомстройэкспорт».
В работе по сооружению Тяньваньской АЭС приняли участие более 150 российских предприятий и организаций. Генеральным проектировщиком станции является ФГУП «СПбАЭП», проектированием реакторной установки занимался ФГУП ОКБ «Гидропресс», научное консультирование проекта осуществлял РНЦ «Курчатовский институт». Топливо для Тяньваньской АЭС поставляется российской корпорацией ТВЭЛ.
2003 год. Установленные мощности на китайских АЭС составляли 6,5 млн. кВт. Это 1,6% генерирующих мощностей страны. На долю АЭС в Китае приходится 2,3% выработки электроэнергии.
2005 год. Началась загрузка кассет с ядерным топливом в реактор первого энергоблока АЭС «Тяньвань». Тяньваньская АЭС – это станция с водо-водяными реакторами, разработанными российскими специалистами в начале 90-х годов совместно с финской фирмой «Иматран Войма» (АЭС-91). Проект Тяньваньской АЭС имеет одни из самых высоких характеристик безопасности среди АЭС мира. В нем, например, предусмотрено применение устройства для улавливания расплава топлива и других систем локализации последствий протекания в случае так называемых запроектных аварий; увеличен на 10 лет срок службы основного оборудования станции.
2005 год. Первый энергоблок Тяньваньской АЭС выведен на минимально контролируемый уровень мощности, началась управляемая цепная реакция.
2006 год. Принятие в промышленную эксплуатацию первого энергоблока планируется в середине года. 2, 3, 4-й блоки Тяньваньской АЭС сейчас находятся на разных стадиях строительства.
К 2010 году планируется построить атомные электростанции в приморских районах, прилегающих к Шанхаю, суммарной мощностью 13 млн. кВт. Росатом намерен принять участие в тендере на строительство некоторых из этих энергоблоков. Основные конкуренты России на этом рынке – Франция и Канада. Вместе с тем долгосрочная политика Китая – постепенный переход на использование собственной научно-технологической и строительной базы.
К 2020 году установленные мощности на китайских АЭС должны достичь 40 млн. кВт, что составит 4% всех установленных мощностей, а их доля в выработке электроэнергии не превысит 7%.
Торговые связи
КНР входит в список основных торговых партнеров России прошлого года. Торговый оборот между двумя странами, по последним данным, приведенным президентом РФ Владимиром Путиным, достиг 29 млрд. долл. В то же время, по информации Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ, этот показатель составил 20,29 млрд. долл. При этом на долю экспорта пришлось 13,04 млрд. долл., импорта – 7,25 млрд. долл. Разночтения между данными, озвученными президентом РФ и статистикой ФТС, видимо, связаны с тем, что Китай является мировым рекордсменом не только по темпам экономического роста, но и по черному и серому экспорту своих товаров.
При этом в прошлом году из Китая в Россию экспортировано текстильного сырья и изделий на 3261,9 млн. долл., продукции машиностроения и электроники, аудио- и видеоаппаратуры – на 2008,6 млн. долл., изделий из кожи и меха – на 2532,3 млн. долл., продукции растениеводства – на 275 млн. долл. В 2005 году Россия поставила в Китай около 10 млн. тонн. нефти.
К 2010 году торговый оборот между Россией и Китаем планируется довести до 60 млрд. долл.
Военно-техническое сотрудничество
Поставки российской военной техники в КНР, продажа компонентов техники и лицензий на ее производство и другие формы военно-технического сотрудничества между Россией и КНР имеют устойчивый характер на протяжении более чем десяти лет. Наиболее тесный характер военно-техническое сотрудничество имеет в области авиационной и военно-морской техники.
Всего за период 1992–2005 годов военно-воздушные силы НОАК получили 281 тяжелый истребитель четвертого поколения семейства Су-27/30 (в том числе 105 комплектов для лицензионной сборки).
В конце 2005 года ВВС КНР располагала 14 военно-транспортными самолетами Ил-76. В дополнение к ним были заказаны еще 34 машины Ил-76МД. Тогда же имелись 4 самолета-заправщика Ил-78, и были заказаны еще 4 машины этого типа.
Подписаны контракты на четыре самолета дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО) А-50Э.
Помимо закупок боевых, транспортных и специальных самолетов, ВВС НОАК активно приобретают в России отдельные агрегаты, необходимые КНР для реализации собственных проектов национальных истребителей, прежде всего легкого класса, в том числе для серийного производства истребителя F-10, FС-1 и J-11.
В этот же период проведены крупные передачи российской вертолетной техники. КНР закупила большие количества транспортных Ми-8 и Ми-17, по оценкам, общее число экспортированных в Китай вертолетов этого типа превысило 300 единиц. При этом около 40 вертолетов Ми-17 оснащены новыми высотными двигателями, которые обеспечивают их эксплуатацию на высотах до 4,5 тыс. метров.
Поставлены 3 эсминца (проектов 956Э и 956ЭМ), 4 дизельные торпедные подводные лодки (проекты 877ЭКМ и 636), 7 подводных лодок (проект 636) с оснащенных ракетным комплексом Club-S,
Поставлены корабельные зенитные ракетные системы «Риф-М» и «Штиль-1» для установки на эсминцах китайской постройки.
В секторе средств ПВО поставлены 12 дивизионов зенитных ракетных систем большой дальности С-300ПМУ-1 и законтрактованы 8 дивизионов ЗРС С-300ПМУ-2. Продано также 27 систем малой дальности «Тор-М1».
Китаем закуплена значительная партия управляемых артиллерийских снарядов «Краснополь-М» и лицензии на производство целого ряда систем вооружений.
В декабре 2004 года между обеими странами было подписано Соглашение о военно-техническом сотрудничестве на 2005–2010 годы.