Дипломатические представительства Дании пострадали в десятках государств.
Фото Reuters
-Доктор Спенсер, насколько уязвима Европа перед лицом массовых протестов мусульман в связи с перепечаткой карикатур на пророка Мухаммеда? Возможно ли повторение насилия, охватившего Францию в конце прошлого года?
– В Великобритании на днях прошла демонстрация протеста. Правда, она была мирной. Думаю, что посольства в Европе хорошо защищены. Сейчас мусульмане скорее всего пытаются выпустить пар. Здесь было лишь несколько демонстрантов, выступивших с плакатом «Обезглавить автора карикатур!». Тут же последовали требования арестовать этих людей как подстрекающих к насилию. Все в Европе понимают, что, пока демонстрации проходят мирно, все в порядке. Но как только начнутся проявления насилия, будет задействована полиция.
Многое будет зависеть от того, как будет складываться политическая ситуация. Напомню, что первые карикатуры появились в датской прессе в сентябре прошлого года. А эскалация произошла, когда датские власти показали, что воспринимают свободу слова и уважение к исламу как игру с нулевым результатом. Думаю, было бы лучше продемонстрировать, что, когда речь заходит об очень чувствительных и деликатных вещах, средствам массовой информации следует избегать публикации материалов, которые могут быть восприняты как провокационные.
Проблема с данными карикатурами в том, что их восприняли именно как провокацию. Это не был вопрос свободы слова. Свою роль сыграл и временной фактор: когда эти карикатуры только появились в сентябре 2005 г., ряд послов арабских стран обратились к датским властям с призывом публично высказать неодобрение публикации. Но такого заявления от Копенгагена не последовало. И с тех пор обстановка постоянно нагнеталась.
– Некоторые наблюдатели квалифицируют погромы посольств европейских стран на Ближнем и Среднем Востоке, сожжение датских флагов и т.п. как проявление конфликта цивилизаций. Вы разделяете это мнение?
– Нет. Ведь большинство людей, независимо от своих религиозных убеждений, не выходят на улицы и не нападают друг на друга. Акты агрессии совершаются меньшинством. Однако они символизируют очень серьезные опасения на Ближнем Востоке и в какой-то мере в Европе, что Запад пытается навязать его собственные решения на Ближнем Востоке, что он не уважает точку зрения мусульман.
– Как вы оцениваете реакцию Европейского союза в сложившейся ситуации?
– Евросоюзу необходимо дать четко понять, как это сделал ранее министр иностранных дел Великобритании, что такие публикации – это неуважение к исламу, на которое нельзя смотреть сквозь пальцы, что существуют, пускай не правовые, но моральные ограничения свободы слова, когда дело касается религии.
– Существует ли общеевропейский закон, предусматривающий наказание за разжигание религиозной ненависти? И можно ли рассматривать тиражирование карикатур на пророка Мухаммеда как нарушение этого закона?
– Такой закон существует в правовых системах стран – членов Евросоюза, но не на общеевропейском уровне. В Великобритании, например, есть закон против разжигания расовой ненависти, и сейчас идут дебаты, следует ли расширить его, добавив религиозную ненависть. Есть различные точки зрения на то, следует ли облекать это в форму закона или же должно быть лишь общее убеждение о необходимости уважения к людям, исповедующим иные религии.
– Как, на ваш взгляд, можно остановить насилие сейчас и как предотвратить повторение подобных кризисов в будущем?
– Необходимо, чтобы европейские правительства говорили единым голосом. Следует разъяснить, что европейские общества уважают религиозные воззрения мусульман. Сейчас ситуация практически вышла из-под контроля и стала угрожать социальной стабильности. Этого, безусловно, больше не должно повториться. Если заранее понятно, что какие-то публикации будут расцениваться как провокация – а оскорбительные картинки с пророком Мухаммедом – это провокация, надо оперативно выступать с заявлением, подтверждающим, что европейские общества и правительства уважают ислам. Надо помнить, что около 4% населения в Германии, еще больше 5–10% – во Франции – мусульмане.
– Насколько далеко могут зайти последствия нынешнего кризиса?
– Это будет зависеть не только от поведения правительств, но и СМИ. В британской прессе, например, не было попыток воспроизвести карикатуры и, таким образом, еще больше расширить кризис. Но решение об этом принимали индивидуальные издания. Журналисты должны понять, что те или иные их действия способны повлечь за собой определенные последствия. Думаю, что страсти успокоятся.
– Запад возложил вину за погром европейских посольств в Сирии на официальный Дамаск. Подобные обвинения прозвучали и в адрес иранских властей после нападений на дипмиссии в Тегеране. Если всю вину в конце концов возложат на режимы «оси зла», к чему это приведет?
– Такое перекладывание вины вряд ли послужит усмирению страстей. Главная задача сейчас – попытаться успокоить ситуацию и показать, что все действительно огорчены появлением этих карикатур. Новые обвинения лишь повлекут нагнетание обстановки и новые демонстрации.