Далеко не все граждане Турции стремятся в ЕС.
Фото Reuters
– Опросы общественного мнения свидетельствуют, что большинство европейцев не хотели бы видеть Турцию в составе Евросоюза. В связи с этим наблюдатели задаются вопросом, почему бы Европе не направить всю эту энергию на интенсификацию сотрудничества со своими ближайшими соседями – прежде всего с Украиной и Россией? Ваш комментарий?
═
– Сближение с Турцией и интенсификация взаимодействия с Украиной и Россией не являются альтернативными вариантами для Евросоюза. То есть вопрос не стоит так, что ЕС надо выбирать одно из двух.
Отличие России от Турции прежде всего в том, что она так и не подала заявку на вступление в ЕС и даже четко дала понять, что на данный момент не намерена этого делать. Турция начала свой путь в лоно Евросоюза много лет назад, и Анкаре было обещано начало переговоров о вступлении в случае выполнения ею определенных условий – реформ в области демократии, прав человека, уважения прав меньшинств, верховенства закона и др. Оговорюсь: пока так и не решено, войдет ли Турция в ЕС или нет. Переговоры о вступлении продлятся долго – около 10 лет. Только тогда мы сможем говорить об их успешном или провальном итоге. Пока же Евросоюзу важно сигнализировать не только Турции, но и всему ближневосточному региону, что прогресс в обеспечении демократии и верховенства закона, достигнутый Анкарой, – крайне важен для всего мусульманского мира.
Безусловно, ЕС стремится к сближению с Россией, которая является крайне важным партнером. Москва и Брюссель поставили очень амбициозные цели, до которых нам еще долго идти – создание общего рынка, зоны свободной торговли, общей зоны безопасности, общих правовых принципов и общего пространства науки и развития. Обеим сторонам предстоит немало потрудиться, чтобы заставить работать эти уже существующие двусторонние соглашения.
Что касается Украины, то ей Евросоюз оказывает огромное содействие. ЕС помогает этой стране продвигаться по пути демократии и экономических реформ. Однако в настоящее время речь о полноценном членстве Украины в ЕС вообще не идет.
═
– Как вы оцениваете «дорожные карты» по четырем общим пространствам России и Евросоюза – экономическому, внутренней безопасности и правосудия, внешней безопасности, а также науки и культуры? Это – предел сближения Москвы с ЕС?
═
– Пока все только на бумаге. Чтобы создать четыре общих пространства в реальности, необходимо очень много работать. Россия попросила дать ей больше времени, чтобы подготовиться к созданию зоны свободной торговли с ЕС. Российские власти не слишком стремятся к установлению общих правовых принципов. А что касается создания общего пространства внешней безопасности, связанного с взаимодействием сторон на постсоветском пространстве, неясно, действительно ли президент Владимир Путин считает это одним из приоритетов политики России. Европейцы, в свою очередь, очень хотят более тесных отношений с РФ. Нам хотелось бы, чтобы Россия продолжила путь к торжеству демократии и верховенства закона. Конечно, у нас есть определенные озабоченности на российский счет: это и соблюдение прав человека, и реализация принципа верховенства закона в бизнес-среде. Есть претензии к ЕС и у Москвы.
═
– Каков, на ваш взгляд, в целом имидж России в Евросоюзе?
═
– В ЕС понимают, что Россия – это очень важный игрок как в региональном, так и в глобальном масштабе. Нам необходимы тесные, конструктивные отношения. Россия, кроме того, является значимой экономической силой, и не только в энергетической сфере. Нельзя говорить, перечисляя критические замечания европейцев в адрес Москвы, что имидж отрицательный. Просто, поскольку мы пытаемся построить мир, основанный на верховенстве закона и демократии, обоим партнерам важно быть последовательными в достижении этих ценностей. Поэтому и вызывают озабоченность ситуация в Чечне, факты вмешательства государства в сферу коммерции, посягательства на независимость СМИ. В последние 15 лет ваша страна все больше сближалась с Европой – возрастало и внимание европейцев к событиям в России.
═
– Как вы считаете, европейцы положительно восприняли бы идею присоединения к союзу России, если, конечно, Москва решила бы подать соответствующую заявку?
═
– Думаю, такой поворот событий вызвал бы огромный интерес у европейцев. Люди бы стали задаваться вопросом, что может выйти из союза, который простирался бы от Атлантического океана до Владивостока. Это слишком громадный союз, который не так просто укладывается в голове. На мой взгляд, следует мыслить новыми категориями. Нам в ЕС необходимо гораздо интенсивней задумываться над тем, какими должны быть отношения с РФ в долгосрочной перспективе.
Когда Россия добьется больших успехов на пути к демократии, мы сможем подумать, в каких конкретных областях нам следует, так сказать, поделиться суверенитетом. Быть может, речь шла бы о сфере безопасности, в каких-то аспектах – экономики. Нельзя забывать о реальности: Россия – это огромная страна, которая требует иных подходов, чем те, что были заложены в соглашения, связавшие страны – члены ЕС.
═
– Членство России в ЕС, на ваш взгляд, было бы выгодно в экономическом и политическом плане обоим партнерам?
═
– Мы определенно настроены двигаться в сторону большей внутриевропейской интеграции. Думаю, в долгосрочной перспективе такие настроения могут привести к идее «большого европейского содружества», в котором нынешние 25 членов ЕС, а также Россия, Украина, государства Закавказья установили бы очень тесное совместное сотрудничество. На мой взгляд, это лучший способ развития наших отношений.
Отмечу, что вопрос о потенциальном членстве РФ в ЕС все-таки следует прежде всего адресовать российским политикам. До сих пор российские власти заявляли о нереалистичности этой идеи, о невозможности для России выполнить все критерии, необходимые для вступления в ЕС. Говоря о членстве в Евросоюзе, мы имеем в виду соблюдение крайне детальных правовых обязательств, добровольное отречение от полностью свободных действий, например, в области внешней политики. Насколько мне известно, никто из российских политиков пока не считает, что это было бы в интересах их страны. Но если Москва все же проявит интерес к вступлению, тогда, полагаю, Евросоюзу придется сесть за стол переговоров и обсудить с нашими российскими друзьями, что можно сделать для достижения этой цели.
═
– А каковы, на ваш взгляд, перспективы присоединения к ЕС Украины, Грузии, Армении, Белоруссии в случае смены режима в этой стране?
═
– Не думаю, что ситуация будет развиваться по такому сценарию. Если в странах Закавказья, на Украине, а также в Белоруссии установится демократия, то ЕС будет стремиться добиться максимально близких отношений с ними. Вряд ли этим странам имеет смысл рисовать свое будущее, исходя лишь из перспектив обретения полного членства в таком Европейском союзе, который существует на сегодняшний день. Нам просто следует сесть и обсудить с украинцами, грузинами и другими, что мы готовы делать сообща, какие совместные институты нам для этого необходимы, в каких областях мы могли бы поделиться своим суверенитетом. Я считаю, что нам следует создавать новые альянсы, а не заталкивать новые страны в рамки, изначально сколоченные для гораздо меньшего по размерам союза. Если бы нынешний ЕС расширился до Владивостока, он просто не смог бы существовать. Уже сейчас мы подходим к пределу. Если Украина и Грузия продолжат движение навстречу Европе, их скорее всего ждут очень близкие отношения с ЕС, однако они не будут равнозначны членству.