– Господин Гольц, как вы оцениваете современное состояние американо-азербайджанских отношений?
– Азербайджан, несомненно, оказался в зоне влияния США, со всеми проистекающими из этого последствиями, положительными или отрицательными. Налажено военное сотрудничество и сотрудничество в области безопасности в целом, при этом на беспрецедентном уровне: официальный Баку и его новые товарищи в Вашингтоне регулярно подчеркивают тот вклад, который республика вносит в успех американских операций в Афганистане и Ираке. Осуществление проекта нефтепровода Баку–Тбилиси–Джейхан является свидетельством укрепления американо-азербайджанского сотрудничества в области энергетики в ущерб Ирану, Армении и, возможно, даже России. В то же время Азербайджану следует учитывать свое географическое положение и считаться с соседями. США никогда не относились к этому моменту с должным вниманием, поэтому я боюсь, что находящиеся у власти в Вашингтоне идеологи вполне могут воспользоваться Азербайджаном как базой для дестабилизации положения в Иране, например. А это может обернуться катастрофой для Баку. И вероятность именно такого развития событий высока.
– В последнее время Вашингтон, как отмечают наблюдатели, изменил свое отношение к президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву. Когда он пришел к власти, США благоволили ему. Теперь же Америка открыто симпатизирует оппозиции. В чем ошибка Алиева? Какие обязательства он взял на себя перед США и какие из них не выполнил?
– С тем, что США поначалу поддерживали Алиева, а теперь оппозицию, я, пожалуй, не соглашусь. Основная задача Вашингтона поддерживать в Азербайджане стабильность, с тем чтобы продолжать развитие добычи энергоносителей и добиваться своих политических целей. Может ли оппозиция не только обещать, но и обеспечить стабильность лучше, чем действующие власти, какими коррумпированными они бы ни были? Я думаю, Вашингтон хорошо понимает, что главные оппозиционеры действуют в стране более 10 лет и имели шанс продемонстрировать свои возможности, едва не доведя государство до краха. Конечно, следует отметить, что тот шанс был на заре становления современного Азербайджана, сразу после распада СССР, и он явно не был золотым. Это было очень непростое время. Тем не менее неспособность режима Эльчибея консолидировать государство и договориться с иностранными представителями энергетического сектора, очень хорошо помнят в кулуарах Вашингтона и кабинетах крупных энергетических компаний. Возможно, это не совсем честный подход, но это так.
– Некоторые аналитики полагают, что Вашингтон больше не считает Алиева способным разрешить «замороженный» конфликт в Нагорном Карабахе. Вы согласны с этим мнением?
– США давно оказывают на Азербайджан серьезное давление с целью заставить Баку пойти на некую сделку по карабахскому конфликту. Дело в том, что Карабах вполне резонно считается фактором дестабилизации. Утратил ли Вашингтон доверие к Алиеву в этом деле, однако, уже другой вопрос. Что бы там ни говорили, президент Азербайджана занимает достаточно умеренную позицию по конфликту в отличие от оппозиции, которая настроена безответственно остро и вполне может усилить вероятность новой войны. А этого Америка решительно не желает.
– Чего вы ожидаете от предстоящих выборов в Азербайджане?
– Я был бы приятно удивлен, если бы мои азербайджанские друзья пришли к избирательным участкам и проголосовали от чистого сердца в свободной от какого-либо давления или насилия атмосфере, чтобы сформировать парламент, который на деле отражал бы интересы народа и был бы способен решать имеющиеся сегодня у Азербайджана проблемы. Увы, я не думаю, что выйдет именно так. Судя по тому, как оппозиция пользуется прессой, ее лидеры объявят о своей победе еще до того, как закончится подсчет голосов, разгоряченные толпы наводнят улицы, а правительство будет вынуждено применить силу, чтобы взять ситуацию под контроль. При этом действующие власти воспользуются своей позицией, чтобы ослабить оппозицию и повлиять на итоги выборов не совсем законным путем. Каким бы ни был результат, я полагаю, новый парламент будет столь же беззубым, как и нынешний, а народ станет с еще большим цинизмом относиться к таким понятиям, как «демократия» и «рыночная экономика», которые за последнее десятилетие так и не привились рядовому азербайджанцу.