0
2672
Газета Дипкурьер Интернет-версия

06.06.2005 00:00:00

Размежевание по Шарону: путь к миру или дорога в никуда

Виталий Наумкин

Об авторе: Виталий Вячеславович Наумкин - профессор, доктор исторических наук, президент Центра стратегических и политических исследований, руководитель Центра арабских исследований Института востоковедения РАН.

Тэги: израиль, палестина, урегулирование


израиль, палестина, урегулирование Израильские силы безопасности с трудом противостоят еврейским поселенцам, протестующим против ухода из Газы и с Западного берега Иордана.
Фото Reuters

За последние годы на поле арабо-израильского конфликта произошли важнейшие изменения. Ушли в небытие многие планы урегулирования, которые казались столь реальными (соглашения в Осло, Женевские договоренности, инициатива Клинтона и т.п.). Палестинское восстание на оккупированных территориях, вторая интифада, сопровождалось многочисленными актами насилия против израильтян, а Израиль развернул жестокие репрессии против палестинского населения. В обоих случаях жертвами становились мирные жители. Формат двустороннего коспонсорства агонизирующего мирного процесса (США и Россия) сменился новым – в виде «квартета» (США, Россия, Европейский союз, ООН). Обострившийся конфликт фактически свел рамки противостояния к палестино-израильскому измерению, хотя, к примеру, и сирийско-израильский узел еще нужно развязывать. Появилась на свет разработанная Вашингтоном «Дорожная карта», которая вскоре также стала демонстрировать симптомы умирания. Казалось, что по обе стороны фронта захватили инициативу «ястребы» и экстремисты, и ближневосточное урегулирование находится в состоянии глубокой комы.

Однако в последнее время забрезжил луч надежды, появившийся с изменениями на израильско-палестинской политической карте. Неожиданную эволюцию претерпели взгляды Ариэля Шарона, не способного, как казалось ранее, на конструктивные идеи по примирению с палестинцами и в свое время спровоцировавшего интифаду своим посещением Храмовой горы. После смерти Арафата пришло к власти новое руководство Палестинской администрации, которое оказалось приемлемым партнером для Израиля и США.

Размежевание как безальтернативный сценарий

Шарон, проявив решительность в преодолении сопротивления влиятельной оппозиции, продавил придуманный им план одностороннего размежевания с палестинцами. Поначалу скептически встреченный даже друзьями Израиля, этот план быстро завоевал сторонников в мировом сообществе, поскольку явился безальтернативным сценарием, способным разомкнуть порочный круг насилия на Ближнем Востоке.

Международные наблюдатели быстро поняли, что этот план дает двум сторонам конфликта уникальную возможность, действуя вне рамок переговорного процесса, добиваться частичного осуществления поставленных ими перед собой целей (безопасность, с одной стороны, и возвращение территорий, с другой). При этом каждая из двух сторон в условиях отсутствия зафиксированных на бумаге договоренностей может интерпретировать осуществленные меры по-своему, тем самым предотвращая острую критику в свой адрес со стороны соотечественников. Одно и то же событие каждая сторона может представлять как свою победу, а координация односторонних действий Израиля с палестинцами, которые, в свою очередь, также совершают серьезные односторонние шаги, позволяет палестинцам и израильтянам медленно продвигаться друг к другу.

В результате размежевания, которое, по плану Шарона, завершится к осени этого года, палестинцы получат контроль над сектором Газа (откуда будут эвакуированы все 8 тысяч израильских поселенцев, для охраны которых требовалось 5 тысяч военнослужащих) и примерно половиной Западного берега. Ходят слухи, что Шарон в случае успешной реализации плана, который должен сопровождаться прекращением вооруженного насилия со стороны палестинцев, будет в дальнейшем готов уйти с 80% территории Западного берега. В качестве свидетельства серьезности намерений Шарона по одностороннему размежеванию приводится тот факт, что первоначально намеченный маршрут прохождения разъединительной стены сменился и она будет, как сообщают израильские СМИ, отводить Израилю вместо предполагавшихся 15% лишь 7% территории Западного берега. Однако если Шарон в перспективе аннексирует одно из крупнейших поселений – Ариэль, эта цифра на самом деле составит 9%.

В израильско-палестинском противостоянии может сложиться беспрецедентная ситуация: в отсутствие мирного процесса пойдет разблокирование конфликта путем скоординированных между конфликтующими сторонами односторонних действий, направленных на промежуточное решение вопросов территорий и безопасности при отложенности на неопределенное время ключевых проблем урегулирования. Будет ли успешное осуществление этого плана началом долгого и трудного пути к миру?

С известными оговорками на этот вопрос можно ответить утвердительно. Глубокое неверие Шарона в возможность достижения мира с палестинцами и окончательного урегулирования конфликта неожиданно сослужило службу интересам именно урегулирования, которое может быть приближено реализацией плана размежевания. «Железному Арику» даже удалось убедить весьма поправевшее за последние пять лет население в необходимости эвакуации поселений. Заметим, что в основной массе поселения на оккупированных территориях создают угрозу для безопасности Израиля, а не служат ее укреплению. Палестинцы не без оснований полагают, что в конечном счете цель поселений – аннексия территорий, а не обеспечение безопасности. Ликвидация даже их незначительного числа для палестинцев все равно событие исторической важности. Если бы израильтяне к тому же заморозили создание новых поселений!

Безопасность и предпосылки палестинской государственности

Пусть Шарон не допускает возможности заключения мирной сделки с палестинцами и вообще не видит проку от каких бы то ни было переговоров (план размежевания не обсуждается, а лишь координируется с палестинцами), пусть предпринимаемые им односторонние меры противоречат самой логике мирного процесса. Пускай единственное, чего добивается «железный Арик», – дать израильтянам передышку, умиротворить палестинцев и облегчить международное давление на Израиль. Реально сегодня он создает больше возможностей для будущего мира, чем большинство других израильских лидеров, выдвигавших планы, заведомо неприемлемые для их сограждан. Нынешнее палестинское руководство, как и прежнее, в принципе не может принять одностороннее размежевание. Однако ему хватает мужества и смелости, чтобы – впервые в истории конфликта – «взять то, что можно взять», поскольку это в конечном счете отвечает долгосрочным интересам палестинского народа.

Размежевание не решит ни одной из экзистенциальных проблем, заботящих палестинцев (беженцы, возвращение всех территорий, в том числе Восточного Иерусалима, ликвидация поселений, создание полноценного независимого государства), однако впервые создаст шансы на обеспечение предпосылок государственности. Если размежевание приведет к стабилизации в Палестинской автономии, талантливые и предприимчивые палестинцы быстро смогут добиться впечатляющих успехов в решении экономических и социальных проблем (привлечь капиталы, создать рабочие места, построить инфраструктуру и т.д.). Только таким путем правительство умеренных светских националистов сможет превзойти движение ХАМАС, которое сумело в тяжелейших условиях оккупации обеспечить функционирование медицинского обслуживания и образования на территориях.

Уже сегодня палестинцы получают самую большую внешнюю помощь в мире – около 300 долларов на душу населения. Состоявшееся в начале декабря 2004 г. совещание Комитета доноров обсудило пакет помощи палестинцам на предстоящие четыре года в 6–8 млрд. долл., что еще увеличит этот показатель. Предполагается, что Бюро по управлению размежеванием в Иерусалиме с участием представителей ряда государств будет отслеживать, как реформируется финансовая сфера в Палестинской администрации, и не допускать, чтобы международная помощь попадала в руки тех, кто причастен к насилию или коррупции. Планируется массированная вовлеченность стран Запада – основных доноров Палестины – в проекты развития сельского хозяйства, рыболовства, жилищного и промышленного строительства, инфраструктуры, газового сектора, промышленности и т.д. Впрочем, реформа финансовой сферы, думается, все же не главная задача палестинцев. Главное – сумеет ли администрация Абу Мазена успешно завершить начатую реформу сферы безопасности и покончить с актами насилия против израильтян до завершения размежевания. Если они будут продолжаться или тем паче уровень насилия повысится, израильские войска возобновят карательные набеги на Газу, что окончательно похоронит надежды на лучшее будущее.

Проблема Иерусалима и окончательное урегулирование

Некоторые динамично развивающиеся важные изменения в настроении лидеров и членов «Ликуда», могут быть использованы палестинцами в своих интересах. Приведу в качестве примера явно наметившийся отход израильтян от принципа неделимости Иерусалима. Наблюдаемый сдвиг к принятию раздела Иерусалима связан исключительно с возросшими страхами перед демографическими угрозами, которые создает включение в Иерусалим арабских пригородов и кварталов. По сути, это все то же стремление к отделению от палестинцев. Конечно, данный сдвиг ни в коем случае не означает готовности израильтян отказаться от суверенитета над Храмовой горой (в духе инициативы Клинтона) или возможность возвращения израильского руководства к плану Барака, но, тем не менее, сама готовность к разделу Иерусалима будет весьма позитивно воспринята палестинцами.

Благополучное завершение размежевания между палестинцами и израильтянами даст временную передышку Израилю, не готовому к обсуждению окончательного и всеобъемлющего урегулирования и предоставит новые шансы палестинцам, получающим под свой контроль немалую часть территорий, хотя еще не государство. Накал враждебности между двумя народами спадет, стороны смогут в течение какого-то времени решать свои внутренние проблемы (Шарон – добиваться политической консолидации, обеспечивать победу на предстоящих выборах, укреплять безопасность, Абу Мазен – строить будущую государственность). Но успех размежевания, в принципе работающего на дело мира, парадоксальным образом обнажит и его принципиальную несостоятельность. Палестинцы, в полной мере насладившись приобретением, уже в ближайшем будущем начнут испытывать нарастающую неудовлетворенность нерешенностью их базовых проблем. Где наше государство? Где наш Восточный Иерусалим? Когда будет решена судьба беженцев? Почему на нашей территории до сих пор находятся поселения? И т.д. Израильтяне, в свою очередь, будут испытывать растущее недовольство неспособностью Абу Мазена расформировать отряды ХАМАС и «Исламского джихада». Мировое сообщество начнет вновь подталкивать стороны к реализации «Дорожной карты», к переговорам об окончательном статусе. Президент Буш требует от израильтян заморозить поселенческую деятельность и предупреждает о пагубности создания палестинского государства на «разбросанных территориях». Ясно, что израильтяне при «Ликуде» Шарона в перспективе пойдут на признание лишь весьма ограниченного суверенитета палестинцев над возвращенными территориями, а палестинцы при ООП Абу Мазена будут тем не менее праздновать это как свою победу: национальная консолидация нужна Абу Мазену не меньше, чем Шарону.

Можно предположить, что сторонам в перспективе все же придется сесть за стол переговоров, при этом палестинцы будут всеми силами проталкивать повестку дня об окончательном урегулировании, а израильтяне – всеми силами стараться подменить его долгосрочным промежуточным соглашением.

Сосредоточившись на решении главной задачи – обеспечить долговременную отсрочку любого окончательного и всеобъемлющего урегулирования, Шарон (в координации с Абу Мазеном и при условии его успешных шагов по трансформации Палестинской автономии и демонтажу угроз) может продолжать политику односторонних шагов, в том числе новых территориальных уступок. Однако он никогда не сможет пойти на эвакуацию 100 тыс. израильских поселенцев на Западном берегу. Кроме того, Шарон вряд ли затеет новое размежевание до выборов в ноябре 2006 года. Я полагаю, что единственным путем к реальному территориальному компромиссу, который сопровождался бы созданием жизнеспособного палестинского государства на целостной территории (а именно о таком государстве говорил и президент Буш) станет путь территориальных разменов. Думается, что в этом направлении должна уже сегодня работать конструктивная мысль международных посредников.

Оба лидера – и израильский, и палестинский – по сути, одинаково видят ядро конфликта: это затяжная схватка двух национализмов, а не просто борьба за территорию, и для выхода из тупика нужно немало времени, политической воли и терпения. Естественно, что каждому из лидеров нужно доверие соотечественников. Испытание на прочность предстоит не только Шарону, но и палестинскому руководству: до конца этого года должны состояться выборы в Палестинский законодательный совет, в которых примет участие и главный соперник ФАТХа – ХАМАС. 4 августа, в день рождения Арафата, состоятся выборы нового руководства ФАТХа.

Четыре сценария

Сегодня американские эксперты обсуждают четыре возможных сценария развития ситуации в случае успешного осуществления плана размежевания (включая и успешное обуздание насилия Палестинской администрацией).

1. Продолжение одностороннего израильского размежевания, то есть постепенный уход с той части Западного берега, от какой сам Израиль считает приемлемым отказаться.

2. Возвращение к формату существовавших до интифады всеобъемлющих переговоров, на которых будут рассматриваться все ключевые проблемы урегулирования.

3. Создание палестинского государства с временными границами, как это предусмотрено второй фазой «Дорожной карты».

4. Попытка пойти еще дальше и определить окончательные границы палестинского государства, отложив пока в сторону вопрос об Иерусалиме и о палестинских беженцах.

Многие из этих экспертов считают, что содержащаяся в «Дорожной карте» концепция создания на ее второй фазе палестинского государства с временными границами после проведения международной конференции является наиболее вероятным результатом успешной реализации плана размежевания. Как известно, на первой фазе «Дорожной карты» обеими сторонами должно быть обеспечено следующее: конец насилия; политические реформы; демонтаж несанкционированных постов; замораживание поселений; сведение к минимуму блокпостов. Не исключено, что вслед за успешной реализацией плана размежевания эти меры будут, пускай и не сразу, успешно реализованы. При этом в Вашингтоне считают, что идея проведения международной конференции в Москве уже осенью этого года является преждевременной. Возможно, нам было бы полезно скоординировать свои действия с другими участниками международного квартета прежде, чем выдвигать такое предложение, к тому же оказавшееся неприемлемым для Израиля. Однако как минимум одной важной цели эта инициатива все же достигла: мы показали свою готовность более активно и самостоятельно участвовать в мирном процессе и протянули руку дружбы палестинцам, что они оценили, поддержав российское предложение о созыве конференции уже осенью этого года в Москве. Как известно, 9 мая этого года во время празднования 60-летия Победы над фашизмом в Москве международный квартет подтвердил намерение продолжать совместные действия по продвижению мирного процесса.

Роль региональных государств, НАТО и ЕС

В предстоящий период исключительно важной будет роль региональных государств, и прежде всего Египта. Эта страна на нынешнем этапе уже продемонстрировала свою способность реально влиять на ситуацию: я имею в виду встречу в Шарм-эш-Шейхе. Единственным и принципиальным противником мирного процесса остается Иран, непризнание им права Израиля на существование является одним из главных обстоятельств, отравляющим его отношения с США. Однако и в этой стране сегодня идут пока не очень заметные наблюдателю дебаты о целесообразности такой позиции. Сторонники ее изменения говорят: мы не можем быть больше палестинцами, чем сами палестинцы, и должны строить свою политику с учетом их позиции.

Не думаю, что оправдаются пессимистические прогнозы некоторых аналитиков из региона о том, что уже в ближайшей перспективе и Израиль, и Палестинская автономия окажутся на грани гражданской войны. В этом случае все планы Шарона и палестинской администрации будут сорваны. Пессимисты также считают, что «Дорожную карту» невозможно реанимировать, кроме того, в среднесрочной перспективе конфликт между двумя сторонами обострится вследствие нарастающего дефицита водных ресурсов. Думаю, что шансы хотя бы на «холодный мир» все же велики.

Можно прогнозировать и новые попытки со стороны США и других западных держав по подключению к обеспечению безопасности Израиля, который вплоть до настоящего времени твердо стоял на том, что это – исключительно его собственная прерогатива. На дискуссиях в наиболее авторитетных экспертных группах по Ближнему Востоку обсуждается, к примеру, возможность принятия Израиля в НАТО и Европейский союз. Некоторые американские эксперты говорят о необходимости – еще до вступления в НАТО – заключения Договора о совместной обороне между Израилем и США. Похоже, что эта идея пользуется серьезной поддержкой.

Пока же наиболее реальным представляется развитие событий по первому сценарию. Во всяком случае, Шарон будет делать для этого все возможное. Удастся ли международному квартету добиться большего – покажет время.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
330
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
384
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
371
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
377

Другие новости