Сцены арестов коррумпированных политиков и бизнесменов весьма часто появляются на экранах итальянского телевидения. На снимке: на сей раз в руки правосудия попал финансовый директор компании «Пармалат» Фаусто Тонна.
Фото Reuters
Все началось самым банальным образом в январе 1992 года. Инженер Марио Кьеза – директор дома для престарелых «Тривульцио» в Милане, очень известного в городе института с вековой традицией. Трудно себе представить что-то более прозаичное. У Кьезы проблема: «Тривульцио» – старое заведение, его помещения нуждаются в капитальном ремонте. Директор решает начать с чистки.
Поскольку «Тривульцио» – институт общественный, финансируемый муниципалитетом, надо объявить конкурс с участием разных уборочных фирм. Но инженер объявляет конкурс чисто формально: представителям отзывающихся фирм Кьеза без обиняков сообщает: «Готовы ли вы заплатить мне 14 миллионов лир? Если да, то заказ – ваш». Некоторые фирмы отказываются и уходят. Одна делает вид, что соглашается, но ее директор, Лука Маньи, обращается к прокуратуре, где ему советуют явиться к Марио Кьезе с половиной суммы. 17 января наступает момент истины: когда Маньи в кабинете Кьезы передает ему конверт с деньгами, в комнату врывается полиция и щелкают наручники. Взяточник пойман с поличным.
Казалось бы, дело с концом. Начинается следствие, прокуратура рутинно контролирует текущие счета Марио Кьезы в разных банках и не верит глазам своим: на некоторых счетах депонированы миллиарды лир. Откуда у скромного чиновника, руководителя муниципальной богадельни, может быть так много денег?
Оказывается, Марио Кьеза – влиятельное лицо в одной из правящих в Италии партий, Социалистической, возглавляемой премьер-министром Беттино Кракси. Заместитель прокурора по особым поручениям Антонио Ди Пьетро, руководящий следствием, решает копать глубже и получает ошеломляющий результат. Миллиарды на счетах Кьезы не принадлежат ему, он их просто охраняет: они – не что иное, как взятки, полученные лидерами Соцпартии. Выдается ордер на арест министра транспорта Карло Бернини, двух бывших мэров Милана, Тоньоли и Пиллиттери, причем все они социалисты.
Следствие расширяется, обнаруживается, что в систему взяток вовлечена и главная правящая партия, Христианско-демократическая. 12 мая 1992 года оформляется обвинение против сенатора Северино Читаристи, казначея этой партии.
Лавину уже нельзя было остановить. Десятки, сотни политических деятелей из всех правящих партий, но прежде всего христианские демократы и социалисты, угодили в тюрьму, буря всколыхнула устои итальянской политической системы и смела со сцены обе партии. Христианско-демократическая партия, партия Де Гаспери, которая подняла Италию с развалин Второй мировой войны, рухнула как карточный домик, ее генеральный секретарь Арнальдо Форлани оказался под следствием. Беттино Кракси сбежал в тунисский город Хаммамет, где через несколько лет и скончался. Так начиналась операция «Чистые руки».
Эта крупномасштабная кампания против коррупции иногда хватала через край: проблематичной является судьба неоднократно занимавшего министерские посты христианского демократа Паоло Чирино Помичино, который подвергся сорока процессам по делам о коррупции и был признан виновным только в одном случае. Прокуроров, преследовавших взяточников, обвиняли в односторонности: хотя было известно, что в коррупции были замешаны и коммунисты, никого из этой партии не привлекли к ответственности. Тогда и зародилась молва о «красных прокурорах», через которых коммунисты хотели взять реванш за историческое поражение их идеологии в СССР и Восточной Европе.
Борьба с коррупцией фигурирует на первом месте в списке приоритетов любого итальянского правительства. Но опыт Рима не обнадеживает, уровень взяточничества в стране не снижается. Недавно международная организация «Transparency International» опубликовала в Лондоне отчет за 2003 год, из которого явствует, что Италия занимает 35-е место среди наиболее коррумпированных стран мира, сразу после Ботсваны (!). Она также одна из наиболее богатых взяточниками стран ЕС.
Борьба с коррупцией была основным лозунгом и Сильвио Берлускони, когда он, на волне операции «Чистые руки», впервые пришел к власти. Но потом оказалось, что его самого подозревают во взяточничестве в крупных масштабах: он якобы подкупал даже судей. Шумный судебный процесс по этому поводу был приостановлен только потому, что особый закон наделил Берлускони полным иммунитетом (правда, сей закон признан Конституционным судом противоречащим Конституции).
Несмотря на это, Берлускони не унимается. Недавно он заявил, что следует, мол, понимать тех, кто скрывает часть своих доходов от налогов, если таковые слишком высоки. А чуть позже премьер, богатейший в стране человек, владелец домов, вилл, яхт, телекомпаний и многого другого, обвинил «профессиональных политиков», владеющих теми же домами, виллами и яхтами (телекомпании имеются только у него) в том, что они «украли деньги у народа».
Некоторые недавние случаи коррупции стали притчею во языцех: «Пармалат», «Чирио» с их боссами Танци, Краньотти... Все одна и та же история: предприниматели дают взятки политикам в обмен на «услуги». Но есть не только такие махровые случаи: вот, например, депутат Джанстефано Фриджерио из партии Берлускони «Форца Италиа!» («Вперед Италия!»). Это мелкая сошка, никто в Италии о нем никогда не слышал. Он был арестован прямо у входа в парламент, а затем приговорен к 6 годам лишения свободы за коррупцию, вымогательство, скупку краденого и нарушение закона о финансировании политических партий.
Коррупция процветает на Сицилии, «исторической родине» мафии. За последние несколько лет на этом итальянском острове по обвинению во взяточничестве объявлены в национальный розыск бывший мэр Палермо Манлио Оробелло и профессор Джузеппе Ди Джованни, бывший председатель консорциума за промышленное развитие области Палермо. Он обвиняется в том, что получил взятку в 50 тысяч евро от строительной фирмы «Коджефар Импресит», таким образом получившей право построить две автострады. По обвинению в коррупции и вымогательстве арестованы известные предприниматели Романо Трончи и Филиппо Урци, бывшие председатели Палермской провинции Джироламо Ди Бенедетто и Франческо Кальдаронелло, инженер Джузеппе Мендола, глава ведомства по контролю за строительством в Палермо, и многие другие.
Говорят, что коррупция является непременной спутницей политики и ее не истребить до тех пор, пока существует сама политика. Это – как борьба верующих с дьяволом: можно бороться с ним сколько угодно, но победить его нельзя: дьявол столь же вечен, как Бог.
Рим