0
1523
Газета Дипкурьер Интернет-версия

01.03.2004 00:00:00

Ни «бархатной» революции, ни кровавой┘

Тэги: багдасарян, армения, азербайджан, власть, оппозиция, кризис


багдасарян, армения, азербайджан, власть, оппозиция, кризис Артур Багдасарян обвиняет в неструктивности как внешних, так и внутренних оппонентов власти.
Фото Дмитрия Борко (НГ-фото)

– Артур Ваганович, кризис в парламенте Армении явно затянулся...

– То, что происходит в Национальном собрании Армении, я не могу расценивать как кризис. Бойкот – да, и то частичный. Ведь из 131 депутата 107 участвуют в работе парламента. А две оппозиционные фракции, это 24 депутата, игнорируют лишь законотворческий процесс. Но они же весьма активны, когда в зале находятся телекамеры, перед которыми можно сделать политические заявления, вплоть до «призвания к топору». Активны они и когда мы приглашаем за заседания членов кабинета министров, проводим встречи с международными парламентариями.

– Две недели назад вы проводили консультации со всеми лидерами фракций и депутатских групп. Пытались «вразумить» оппозиционеров, но договориться не удалось. Видите ли вы пути преодоления конфликта?

– Оппозиционеры действуют ультимативно: примете обновленный Закон «О референдуме», в соответствии с которым можно будет провести голосование о доверии президенту Кочаряну, – прекратим бойкот, не примете – заседайте и дальше без нас. Поэтому и не договорились. Но я весьма сомневаюсь, чтобы подобную психологию (или философию) какой-то группы депутатов приняли в каком-либо законодательном органе в другой стране. Ведь каждый депутат действует согласно своей совести, убеждениям. А наши оппоненты в данном вопросе возможности дискуссии даже не допускают. У нас была делегация Совета Европы, так ее представителей тоже удивила подобная неконструктивная настойчивость наших оппозиционеров.

– И все же если вы и ваши единомышленники уверены в «полной легитимности» президента Кочаряна, то почему вы выступаете против рекомендованного Конституционным судом республики проведения референдума о доверии к главе государства? Народ бы лишний раз показал оппозиции, кого он «любит больше».

– Референдум, пойди мы на него, означал бы повторные выборы. Это был бы прецедент... Вновь избранной властью всегда кто-то недоволен, проигравшие же сомневаются, что голоса избирателей были подсчитаны «по справедливости». И если идти на поводу у недовольных, страна непрерывно будет находиться в процессе выборов, будь то выборы президента или в парламент┘ А потом – у лидеров оппозиции есть реальные возможности доказать, что они «лучше» Кочаряна, уже в ближайшее время. Выборная пора в республике не за горами. В сентябре выборы в органы местного самоуправления, в мае 2005-го – референдум по Конституции, еще через год – парламентские выборы. Что же касается рекомендации┘ Ни в Основном законе республики, ни в других законодательных актах не прописан механизм того, что предложения Конституционного суда обязательны к исполнению тем или иным органом власти. Каждый государственный орган должен принимать такие решения, которые находятся в рамках его полномочий.

– Как бы вы прокомментировали оценки политологов о возможности «бархатной революции» по грузинскому варианту или возможность захвата власти в Армении каким-либо иным способом?

– Каждая революция, «бархатная» она или «кровавая», как правило, возникает на социально-экономической почве. И в этом смысле сравнение Армении и Грузии просто не выдерживает критики. Грузия, как известно из признаний самого президента этой страны Михаила Саакашвили, находится в тяжелейшей социально-экономической ситуации, там правовой беспредел, люди сутками не получают света, тепла, страна разъединена на отколовшиеся от центральной власти вотчины┘ В Армении уже давно перестали вырубать деревья в парках, чтобы не мерзнуть зимой, иметь возможность приготовить горячее. Армения сегодня уже не та, что была даже три, два года назад. Проблем, трудностей остается, конечно, пока много. С одной стороны, они связаны с тем, что страна продолжает оставаться в блокаде. С другой – царит откровенная коррупция, в том числе и среди чиновников высшего звена. В парламенте мы, кстати говоря, создали свой рычаг для борьбы с этим – это Контрольная палата, деятельность которой мы намерены еще более развивать. Кроме того, в политическом смысле в ответ на оппозиционную коалицию мы создали свою, состоящую из трех партий, у нас свои подходы, свои методы решения ряда задач┘ То есть этим я хочу сказать, что в Армении уже есть силы, которые в состоянии решать проблемы страны, а не загонять их внутрь. Это признают и международные организации. Дееспособная власть в стране есть, и она, полагаю, должным образом отреагирует на выпады желающих дестабилизировать обстановку.

– Каково ваше отношение к недавнему визиту в Москву президента Азербайджана Ильхама Алиева, который откровенно называл Армению страной-«агрессором». Как Ереван может строить свою политику в подобных условиях?

– Риторика нового президента Азербайджана мало чем отличается от заявлений его покойного отца. Кроме того, Баку, грубо говоря, несет заведомый бред, рассказывая Западу о том, что из Карабаха якобы идет угроза распространения наркотиков в Закавказском регионе чуть ли не как из Афганистана. Иначе как пропагандистскими штучками все это не назовешь. Очевидно, что при таком подходе мы никогда не сможем решить нагорнокарабахскую проблему.

В то же время давно уже пора отдать себе отчет в том, что Нагорный Карабах сегодня – это де-факто независимая страна. А значит, должно быть понятно, что без согласия народа Нагорного Карабаха невозможно любое решение данной проблемы.

Означает это и другое. Считаю, мы должны вовлечь в процесс урегулирования конфликта парламенты государств и, если хотите, общественные организации. То есть необходимо как можно больше дискутировать по этой теме на предмет поиска компромисса, а не «договариваться» лишь в формате нескольких политиков и группы посредников.

– В своем первом интервью «НГ» полгода назад вы были несколько разочарованы работой глав парламентов в рамках так называемой кавказской четверки в составе Азербайджана, Армении, Грузии и России┘

– Нет, просто я сторонник открытого процесса в обсуждении проблем Кавказа. Но в то же время не считаю ее плохим форматом работы. Только эти встречи надо более тщательно готовить, заранее и четко обозначать вопросы, которые мы должны обсудить, и чтобы общественности наших стран было понятно, что мы реально стараемся решить ту или иную проблему, воздействуем на исполнительную власть, а не продвигаем какие-то пропагандистские лозунги.

На мой взгляд, Россия в первую очередь должна быть заинтересована в активизации работы «четверки», потому что сейчас по инициативе британцев мы создали, если так можно сказать, «кавказскую парламентскую тройку» в составе Азербайджана, Армении и Грузии. У нас уже прошли встречи в Шотландии, где 30 депутатов, по 10 с каждой стороны, обсудили ряд конкретных политических проблем региона.

– Довольны ли вы двусторонним политическим партнерством Москвы и Еревана?

– В России, как известно, живут более 2,5 миллиона армян. На международной арене фактически нет такого вопроса, в котором Армения не поддержала бы позицию России. И на словах, и на деле. Подобной взаимности хотелось бы и от России. А иной раз не очень приятно видеть ситуацию, когда в рамках ОБСЕ или Совета Европы обсуждается доклад насчет Армении, а в зале заседаний нет ни одного российского парламентария, которые имеют право не только там присутствовать, но и высказывать свое мнение.

Хотелось бы также, чтобы Россия более внимательно относилась к тем проблемам, которые есть и в самой Армении. Нам нужна поддержка по многим вопросам. Мы могли бы более глубоко интегрироваться с российскими регионами, а некоторые наши российские соотечественники могли бы более активно помогать инвестициями в экономику.

В моих планах – в ближайшее время более детально обговорить эти проблемы с моими российскими коллегами Борисом Грызловым и Сергеем Мироновым. Я считаю, что парламентам по силам конкретно влиять на политику. Если, конечно, тот или иной спикер не поставленное лицо, а самостоятельная и сильная политическая фигура, которая не говорит верховной власти «чего изволите?».

Ереван–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2122
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1371
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1019
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1334

Другие новости