– На последней сессии ПАСЕ были приняты довольно жесткие резолюции по ситуации в большинстве стран СНГ. Можно ли это расценить как признание объединенной Европой того, что бывшие республики СССР развиваются недемократично?
– В целом такой вывод сделать можно. Хотя в Европе существуют различные мнения на этот счет. К тому же события в странах СНГ развиваются по разным сценариям: если в России или Азербайджане уже можно говорить о стабильности политической ситуации в связи с фактическим назначением преемников, то на Украине борьба за власть еще продолжается. Поэтому сейчас европейское сообщество уделяет наибольшее внимание именно политической реформе на Украине. Сейчас очень важно, по какому пути она пойдет, удастся ли правящей элите сохранить власть. Победа Виктора Ющенко весьма вероятна, но понятно, что власть так просто не сдастся. А шансы на компромисс между Ющенко и частью правящей элиты, похоже, исчерпаны. Грузинские события вдохновили Ющенко с Тимошенко и явились уроком для Кучмы. Игра становится все жестче и жестче.
– Как Европа может повлиять на развитие событий на Украине? Будут применены экономические санкции?
– Пока об этом речь не идет. Да подобные санкции и не входят в компетенцию ПАСЕ. Другое дело, что жесткая позиция ассамблеи по поводу политической реформы на Украине уже заставляет Киев реагировать: украинский МИД на сессии ПАСЕ выразил протест против «вмешательства во внутреннюю ситуацию на Украине», а президент Леонид Кучма уверил своих граждан в том, что демократии в стране ничего не угрожает.
– Если официальный Киев продолжит линию на конфронтацию с Западом, можно ли ожидать, что в западных банках будут заморожены счета влиятельных политиков и крупных бизнесменов из окружения украинского президента? В принципе такая практика, как мера воздействия, может быть применена по отношению к недемократичным, на взгляд Европы, режимам стран СНГ?
– Блокировка счетов или отказ во въездных визах – крайняя мера. Например, подобные решения принимались в отношении окружения Милошевича. Предпосылок для принятия таких жестких мер к странам СНГ сейчас нет. Исключение составляет разве что Белоруссия, но это совершенно отдельный случай.
– Если в очередной раз рекомендации ПАСЕ будут проигнорированы, каким образом будет действовать европейское сообщество?
– Возможны два варианта решения проблемы: ограничиться оценкой ситуации или принять более жесткие меры. Но все опять-таки зависит от конкретной страны. К примеру, если на Украине ситуация будет накаляться и впредь, Совет Европы будет реагировать очень оперативно. Но на Украину у ПАСЕ все-таки больше возможностей влиять, чем на Россию или на страны Закавказья. Я вообще сомневаюсь, что в Закавказье могут быть приняты какие-то шаги, кроме оценочных. И сделано это будет в первую очередь по политическим соображениям.
К примеру, на сессии в Страсбурге парламентарии критиковали Азербайджан за нарушения норм демократии и прав человека. Наверное, Европа могла бы повлиять на эту страну. Но захочет ли она это сделать? Позиция ПАСЕ может существенно отличаться от точек зрения отдельных государств Европы. Ведь Франция, Великобритания или Германия выстраивают свои отношения с Азербайджаном, ориентируясь не только на ситуацию в сфере соблюдения прав человека, но и рассматривая его сквозь призму нефтяных ставок. Я не верю в возможность жестких мер со стороны европейских государств. Никто не хочет дестабилизировать ситуацию, она и так очень хрупкая.
– Грузия в отличие от Азербайджана не стала объектом такой резкой критики в Страсбурге. Сославшись на экстраординарный характер перемен в стране, парламентарии даже отсрочили для Грузии сроки выполнения обязательств перед Советом Европы. Да и нового грузинского лидера в Страсбурге встретили необычайно тепло.
– Да, Европа принимает Михаила Саакашвили. Хотя бы потому, что он говорит на наших языках и его жена нидерландка. После Шеварднадзе он воспринимается как свежий воздух. Это смена поколений, смена облика. Но экономическая ситуация в Грузии очень тяжелая, и, возможно, разочарования будут пропорциональны надеждам, которые появились с избранием Саакашвили. Поэтому очень важно в первый год правления нового президента оказывать ему помощь.
– В бывших советских республиках в последнее время наметилась тенденция вносить изменения в Конституцию для продления срока правления президента. Как к этому относятся в Европе?
– Европа смотрит на это без удивления, но с сожалением: подобные действия правящих элит СНГ как раз являются доказательством того, что в этих странах демократия находится пока на стадии становления. Опыт России многих вдохновляет на постсоветском пространстве. Кто-то уже последовал по ее пути. Например, Азербайджан. Но есть еще и Грузия, где попытки власти удержаться на плаву любой ценой не увенчались успехом. Так что ничего не предрешено.
– Аналитики высказывают мнение, что страны СНГ могут вновь оказаться за железным занавесом, отгородиться от Европы. На ваш взгляд, это возможно?
– Сомневаюсь. Большинство этих стран стремится в Европу. Конечно, внутриполитические процессы в бывших советских республиках нередко противоречат демократическим ценностям, и в краткосрочной перспективе вполне возможны откаты. Но, так или иначе, процесс сближения с Европой необратим.
– Однако, по мнению аналитиков, Туркмения уже отгородилась железным занавесом┘
– Туркмения воспринимается в Европе как очень странное явление. Явление другой эпохи, может быть, даже другой планеты. Все прекрасно понимают, что ситуацию в Туркмении практически нельзя изменить. Там нет рычагов давления. При этом оппозиция в стране Туркменбаши либо уничтожена, либо скрывается за границей. Демократизация такого режима в принципе невозможна. События в Туркмении могут развиваться не по эволюционному пути, а скорее по революционному. Другое дело, никто не видит, как это может быть. Все-таки постсоветское пространство не существует как единое образование.